Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Изменение психофизиологических характеристик в процессе стимулирующих напряжение или релаксацию компьютерных игр
Широкое распространение компьютеров и быстрое развитие средств мультимедиа, а также глобальной информационной сети Интернет привели к всеобщему увлечению компютерными играми, стремление к достижению успеха заставляет людей, особенно детей и подростков, отдавать этому занятию много времени. Большое количество работ посвящено исследованиям воздействия информационного и операторского стресса на здоровье пользователей компьютеров. Целью данной работы было проведение сравнительного исследования влияния компьютерных игр (на примере NFS) и лечебно-оздоровительного тренинга (Rally) на некоторые психофизиолгические параметры подростков.
Материалы и методы. В эксперименте использовали игровой компьютерный тренажер «Rally»,симулятор шоссейных гонок, управляемый сердечным ритмом игрока при помощи электронной приставки «Пульс». Для победы игроку необходимо расслабиться (снизить частоту сердечных сокращений), не снижая при этом время реакции. Во время игры регистрируется последовательность RR-интервалов и время реакции на препятствие. Игровой компьютерный тренажер создан в лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИ МББ СО РСМН. (Джафарова О.А. и др., 2002 г.). В качестве альтернативного сюжета была выбрана игра «Need for Speed 3.0».Участники эксперимента – здоровые юноши 15-17 лет, свободно владевшие навыками игры «NFS 3.0» и прошедшие один обучающий сеанс на игровом компьютерном тренажере «Rally». Для оценки психоэмоционального состояния участников эксперимента применялась батарея тестов, отражающих общие свойства нервной системы, психологические и психофизиологические особенности тестируемых. В пакет вошли: восьмицветовой тест Люшера; тест Спилбергера-Ханина (уровень личностной и ситуативной тревожности); тест Айзенка; теппинг-тест; опросник ФДСИ Русалова. Тест Люшера проводили после каждого этапа эксперимента. Регистрация ЭЭГ на компьютерном энцефалографе фирмы «МБН» (Москва) по классической схеме 10-20 проводилась в состоянии покоя сидя, при использовании стандартных физиологических нагрузок. Затем в процессе игры “Need for speed” на 1, 5 и 15-й мин. В заключительной серии эксперимента ЭЭГ записывалась на 1-ой, 5-ой и 15-ой мин компьютерного игрового релаксирующего треннинга «Rally».
Результаты и обсуждение. Проведение корреляционного статистического анализа показало, что в данной группе юношей (11 человек) выявлены положительная зависимость уровня нейротизма от мощности бета 2 биоритмов (20-25 Гц) и отрицательная корреляция между уровнями личной и ситуативной тревожности с частотой данных ритмов в передних отделах коры головного мозга. Общая, интеллектуальная и коммуникативная активность, адаптивность связаны положительной корреляцией с частотой альфа ритмов (8-13 Гц). Аналогичные зависимости были получены рядом авторов (Roth N., Battig K., 1991, Русалов В.М и др. 2002, Miltner et al 1999). Наибольшая синхронность низкочастотных колебаний (альфа и тета ритмов) в лобных и центральных отделах мозга отмечались у юношей с низким уровнем личностной тревожности, а наибольшая синхронность быстрых ритмов (бета 2) в лобных же отделах - у юношей с высоким уровнем интеллектуальной активности.
В опытной серии у всех обследованных юношей уже на первой минуте процесса игры «NFS» отмечаются признаки психоэмоционального напряжения, увеличения тревожности: десинхронизация и снижение мощности альфа и тета ритмов, сдвиг спектра мощности основных частот биоритмов мозга вправо, синхронизация быстрых ритмов в задних отделах головного мозга, увеличение коэффициента Вольнефера по тесту Люшера. К 10-15-й мин этой же игры у части обследованных признаки напряжения нарастают, у части стабилизируются, а у одного из юношей – ослабевают.
Что касается специальной, основанной на принципе биоуправления, но также конкурентной игры «Rally», то ЭЭГ данные свидетельствуют о нормализации мощности альфа и тета ритмики, снижении эффекта десинхронизации на первой минуте процесса игры и нарастании мощности и синхронизации альфа ритмов у всех обследованных к концу игры. К 10-15 мин игры в «Rally» не у всех юношей отмечались хорошо выраженные признаки релаксации. У испытуемых, обладающих лабильной нервной системой, высокими значениями психологической пластичности интеллектуальных и психомоторных процессов (тест ОФДСИ), эффект релаксации наступал раньше, что говорит об их неосознанной способности к саморегуляции (Лазарева О.Ю..2002г.). Подросткам со стабильной нервной системой, более низкими показателями пластичности интеллектуальных и психомоторных процессов требуется больше времени для выработки навыков релаксации. Отдельные случаи высоких значений ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина), высокого уровня психоэмоционального напряжения (тест Люшера) не влияли на результаты.
Выводы. У всех обследованных юношей конкурентные компьютерные игры (NFS) в течение 15 мин. вызывают появление на ЭЭГ признаков напряжения, интеллектуального и психомоторного возбуждения. У подростков с высокой пластичностью нервных процессов конкурентная компьютерная игра «Rally», построенная на принципах зависимости успеха от уровня релаксации, способности к саморегуляции, вызывает значительное снижение общей тревожности и напряжения уже на первой минуте тренинга. У подростков со стабильной нервной системой, изначально высоким уровнем тревожности игра «Rally» снижает психофизиологические показатели тревожности в течение первого сеанса незначительно. Спор о пользе-вреде компьютера, и игр в частности, продолжается не один год с переменным успехом, возможность решения этого спора в пользу игр предлагается Институтом молекулярной биологии и биофизики СО РАМН – это технология компьютерного биоуправления, позволяющая использовать время, проведенное за компьютером, с несомненной пользой для укрепления здоровья.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |