Главная / Новости / Декабрь 2006

04 Декабря 2006

Открыт возможный виновник недомоганий и заболеваний, не связанных с инфекцией

Открытые в 1990 году «каменные нанобактерии», получившие такое имя за размеры и минеральную оболочку, покрывающую клетки, оказались серьезными патогенами, а их экология до сих пор недостаточно изучена. Как сообщает агентство «Информ-Наука», сотрудники Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники предполагают, что микроорганизмы этого класса являются истинной причиной множества недомоганий и заболеваний, которые в настоящее время не связывают с инфекцией. Ученые намерены выяснить, так ли это. Вполне возможно, люди в своей жизни до сих пор не учитывали этот фактор.

В первую очередь исследователи решили выяснить: одни и те же бактерии обитают в природных водах и вызывают биоминерализацию в человеческом организме или нет? Для этого они сделали микрофотографии осадков питьевой воды, а также зубных и почечных камней. На снимках, полученных с помощью сканирующего электронного микроскопа с увеличением в три-пять тысяч раз, отчетливо видны колонии каменных бактерий. Ученые сравнили собственные фотографии с опубликованными в статьях зарубежных исследователей, а также состав минеральных образований, среди которых обнаружили «каменных гостей».

Каждая клетка заключена в минеральную оболочку с отверстиями. Форма оболочки у нанобактерий из разных местообитаний практически совпадает. Капсулы каменных бактерий, известных науке, состоят из карбонатапатита, но зубные камни, которые они, вероятно, строят — из гидроксилапатита и ветлонита. Чтобы объяснить эти факты, ученые выдвинули несколько гипотез относительно идентификации каменных бактерий, которые попали в кадр. Согласно первой, организмы, выявленные в зубных камнях и водных осадках — это один вид, способный строить свои раковины из «подручного» материала, в зависимости от состава среды. Вполне может быть, что даже состав оболочки у бактерий одинаков, однако обнаружить данный факт химическим путем до сих пор не удавалось из-за недостаточной чувствительности метода.

По другой гипотезе, в осадках обитают паразиты из уже неплохо изученного рода Vavraia, которые встречаются у всех животных — от насекомых до млекопитающих, а проблемы с почками и зубами создает другой организм, о жизнедеятельности которого пока ничего не известно.

«Каменные нанобактерии» обитают практически везде. Их колонии, где каждая клетка покрыта минеральной оболочкой, диаметром до 1/2 тысячной миллиметра, находили на скалах, в воде, горных породах и нефти. Совсем недавно финские биологи показали, что камни в почках — это тоже постройки нанобактерий. С этого момента каменные микроорганизмы стали интенсивно изучать. Что от них ждать — покажет время.

Источник:    zerkalo-nedeli.com