салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 25 / Четвертая московская ассамблея «Здоровье столицы»

Современные подходы к созданию системы управления качеством в аптечном предприятии

Д.В. Пархоменко, директор ГУП Аптека № 67 «Петровская», к.ф.н.

Современное функционирование российского фармацевтического рынка характеризуется постоянно расширяющимся ассортиментом лекарственных средств (ЛС) и неоправданно большим количеством поставщиков. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема обеспечения качества оказываемой населению лекарственной помощи.

В соответствии с требованиями действующего отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» в каждой аптечной организации, осуществляющей розничную реализацию ЛС, должна быть создана система управления качеством. Это обусловлено особой профессиональной ответственностью за качество лекарственной помощи, возлагаемой на аптеки, где качество ЛС еще оценивается квалифицированными специалистами. Однако организационная структура и механизм функционирования указанной системы в данном документе не определены.

На международном уровне современные требования к управлению качеством определены стандартами ИСО 9000, в соответствии с которыми категория «качество» определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые требования потребителей.

Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Они приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах.

В 2000 г. Международной организацией по стандартизации приняты новые стандарты ИСО серии 9000. Этими стандартами уже не предполагается обеспечение только качества продукции, а поставлена цель удовлетворения потребителей путем выполнения и перевыполнения их требований посредством внедрения эффективных систем менеджмента качества, постоянного повышения ее эффективности, а также предупреждения несоответствий между ожиданиями потребителей и качеством предлагаемой им продукции   и услуг.

Наиболее методологически сильной, эффективной и популярной в настоящее время признана всеобщая модель управления качеством (Total Quality Management – TQM), в основе которой лежит реализация таких принципов как: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение всего персонала в решение проблем качества, системный и процессный подход к управлению, постоянное совершенствование производства, взаимовыгодное сотрудничество, принятие решений, основанных на фактах..

В соответствии с идеологией стандартов ИСО и модели TQM основной целью создания  эффективной системы менеджмента качества аптечного предприятия является обеспечение возможности приобретения потребителем высококачественных ЛС в условиях высококачественного обслуживания и экономически эффективной деятельности аптечного предприятия. Эта цель достигается за счет:

- интегрированного управления всеми функциями и факторами, влияющими на качество ЛС и фармацевтической деятельности;

- систематической реализации эффективных организационных мероприятий, направленных на повышение объективности и достоверности оценок соответствия установленным показателям и требованиям качества  ЛС и услуг;

- внедрения эффективных методов управления качеством, базирующихся на рациональном использовании материальных и моральных стимулов, четком разделении труда, закрепленном должностными инструкциями, а также на обязательном документировании и глубоком анализе результатов оценки качества, позволяющих разрабатывать организационные меры по предотвращению поступления в систему потребления ЛС ненадлежащего качества,  нарушений и несоответствий требованиям отраслевого стандарта.

Основными качествообразующими факторами системы являются:

- качество персонала (уровень квалификации и профессиональной компетенции руководителей и исполнителей, способность и потребность в обучении умение поддерживать имидж аптечной организации и благоприятный климат в коллективе и т.п.);

- качество материально-технической базы (помещений, оборудования, оснащенность современной техникой, наличие информационных систем);

- качество производственного процесса (его соответствие установленным    требованиям, использование современных технологий и. т.п.);

Таким образом, для создания и успешного функционирования системы менеджмента качества аптечного предприятия необходимо:

- определить организационную структуру управления качеством, обеспечивающую качество ЛС и фармацевтической деятельности во всех подразделениях аптеки;

- рационально распределить полномочия и ответственность за качество, для чего кроме руководителя, отвечающего за качество в целом, назначить уполномоченного по качеству, определить его функциональные обязанности и наделить его широкими полномочиями (его указания в части реализации мероприятий по улучшению качества должны быть обязательными для исполнения во всех подразделениях организации), а также сформировать комиссию для проведения внутренних проверок соответствия аптечной организации отраслевому стандарту;

- постоянно оценивать показатели качества и четко их документировать, а также объективно оценивать имеющиеся материальные ресурсы;

-              разрабатывать эффективные управленческие решения, направленные на

устранение имеющихся недостатков и улучшение показателей качества.

  Следует отметить, что стандарты серии ИСО 9000 не предполагают единообразия в структуре систем менеджмента качества. Их разработка и внедрение индивидуальны для каждой организации.

Принципы международных стандартов серии ИСО 9000 невозможно реализовать сразу. Международный опыт показывает, что для их внедрения и последующей реализации требуется не только соответствующее понимание и компетентность персонала, его способность воспринимать перемены, но и эффективная система мотивации. При этом отмечено, что не менее сильным стимулом, чем соучастие каждого работника в прибылях организации (материальная мотивация), является доверие, которое проявляется прежде всего в глубоком делегировании ему полномочий и наделении ответственностью.

Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу