Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / Материалы Международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-коррес-пондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А.Асратяна.
Возрастные особенности связанных с событием потенциалов мозга в слуховой и зрительной oddball парадигме
Для выяснения характера возрастных изменений функций мозга были проанализированы время и корректность сенсо-моторной реакции на слуховые и зрительные стимулы (СМР) и показатели связанных с ними потенциалов мозга (ERP – event related potentials). СМР и ERP были зарегистрированы у практически здоровых людей в возрасте от 20 до 94 лет (всего 101 человек). Регистрация осуществлялась согласно oddball парадигмы. Звуковые стимулы - чистый тон (100 дБ УЗД) с частотой 4000 Гц (вероятность 20%) и 1000 Гц (вероятность 80%), предъявлялись с частотой 0.5/с. Зрительные стимулы, реверсивный шахматный паттерн с размером черно-белых клеток 60’(20%) и 120’(80%), предъявлялись с частотой 0,5/с. Полученные результаты указывают на то, что все анализируемые показатели в значительной степени определяются возрастом испытуемого. Скорость возрастных изменений в структурах ЦНС, обеспечивающих реализацию СМР на слуховой стимул, были выше, чем на зрительный стимул. В старческом возрасте различия во времени реакции на зрительный, и слуховой стимул исчезали, а в корректности СМР становились более выраженными.
Время реакции изменялось пропорционально возрасту испытуемого, а корректность реализации – обратно пропорционально. Эти изменения носили нелинейный характер. Возраст, после которого эти показатели изменялись более интенсивно, составлял 58 лет для слуховых и 73 года для зрительных стимулов. Возрастные изменения основных показателей компонентов ERP зрительной и слуховой модальности в большинстве случаев имел нелинейный характер. Латентные периоды компонентов ERP с возрастом удлинялись. Отличия между их показателями в зрительных и слуховых ERP исчезали в старческом возрасте. Амплитуды ранних компонентов ERP демонстрировали модальную специфичность, что проявлялось в различиях их абсолютных и относительных значений, направленности и скорости изменений. Амплитуды, размахи амплитуд, межпиковые интервалы поздних компонентов зрительных и слуховых ERP с возрастом изменяются однотипно и практически не отличаются.
Показатели СМР были связаны с параметрами ERP. Примечательно, что возраст испытуемых определял силу и характер связи показателей сенсомоторной реакции с компонентами ERP. До 58 лет включительно время реакции на редкие слуховые стимулы коррелировало (здесь и далее p<0,05) с латентным периодом компонента N2, интервалом N1P2 и размахом амплитуд N2P3. Корректность на этом временном промежутке коррелировала с амплитудами компонентов N1 и N2. После 58 лет несколько снизилась связь времени сенсомоторной реакции с интервалом N1P2, и появились новые корреляции с латентным периодом компонентами P2 и P3. Корректность СМР на данном временном интервале коррелировала с амплитудой P3 и размахом амплитуд N2P3. Для зрительного теста были характерны иные зависимости. До 73 лет со временем СМР коррелировали латентные периоды компонентов N2 и N4, межпиковый интервал P2N2 и амплитуда P2. Корректность реализации СМР была связана с размахом амплитуд P1N1. После 73 лет характер связей изменялся. На этом временном диапазоне время СМР коррелировало с амплитудой Р3, размахом амплитуды P3N4 и интервалом P3N4. Корректность СМР была связана только с интервалом P3N4.
Полученные результаты указывают на приоритет автоматических и полуавтоматических процессов опознания и дифференцировки стимулов при реализации СМР в более молодом возрасте и преобладании этапов осознанного выбора и принятия решения – в более старшем возрасте.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |