Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / Материалы Международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-коррес-пондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А.Асратяна.
Компенсация нарушенных функций нервной системы морфинзависимых крыс под действием коменовой кислоты
Лечение опиатной зависимости является актуальным вопросом современности. Глубокие нарушения функций центральной нервной системы – обязательные и характерные компоненты опиатных зависимостей. Единственным эффективным способом лечения опиатных зависимостей является отказ от наркотиков. Недостатком является развитие абстинентного синдрома, усугубляющего проявления поражений нервной системы, которые выражаются в тяжёлых психоэмоциональных и соматовегетативных расстройствах. Традиционно с целью нормализации эмоционального состояния больных при отнятии у них наркотиков используются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики [Синицкий, 1999]. Каждый из них имеет побочные эффекты (привыкание, седация и др.) [Шабанов, 2001]. Нами предложен новый способ купирования морфийного абстинентного синдрома. Новизна в том, чтобы использовать для этой цели естественный компонент опиатных алкалоидных смесей – коменовую кислоту, которая является модулятором опиоидных рецепторов. Возможно, благодаря этой модуляции морфин, находящийся в смеси алкалоидов в связанном с коменовой кислотой состоянии (и употребляемый в таком виде в пищу), не оказывает своих характерных повреждающих влияний на нервную систему (эйфория, привыкание, зависимость и т.д.). Представляется интересным проверить, будет ли коменовая кислота ингибировать эффекты морфина при введении её в организм, уже морфинизированный. Поскольку высокий уровень тревожности является обязательным и хорошо выраженным показателем нарушения работы центральной нервной системы при морфийном абстинентном синдроме, изучение его динамики является адекватной моделью для проверки данного предположения. Целью исследования было изучение влияния коменовой кислоты на уровень тревожности при морфийном абстинентном синдроме. Коменовая кислота предоставлена учёными из г. Санкт-Петербург Б.В.Крыловым и Б.Ф.Щёголевым [Заявка на изобретение №2002107079 (007288). Дата приоритета 19.03.2002. Россия].
Эксперименты проведены на 20 белых крысах обоих полов 12-14 месяцев массой 190-210 г. 10 животных составили экспериментальную группу, 10 – контрольную. Крысы содержались в клетках по 5 особей при свободном доступе к пище и воде и постоянном свето-темновом режиме.
Эксперимент продолжался 45 дней и состоял из трёх этапов.
Первый этап – 18 суток – морфинизация всех животных путём внутрибрюшинного введения один раз в сутки 1% гидрохлорида морфина в возрастающих дозах от 10 до 50 мг/кг за один раз.
Второй этап – с 19 по 36 сутки – отмена морфина. Экспериментальным крысам вместо морфина вводили коменовую кислоту (50 мг/кг), контрольным – физиологический раствор.
Третий этап – с 37 по 45 сутки – отмена всех инъекций. Перед началом эксперимента, а потом каждые 9 дней оценивали склонность к развитию депрессивно-подобного состояния в тесте вынужденного плавания [Porsolt, 1992]. Для этого крысу помещали в цилиндрический пластмассовый бак (80х 55см), заполненный водой на 50 см (t=22±1°С). На протяжении трёх минут регистрировали продолжительность активного плавания (энергичные движения лапами) и иммобилизации (неподвижности), а также попытки освободиться (ныряние, выпрыгивание). Тестирование проводили утром перед очередной инъекцией.
Работа проводилась в соответствии с "Принципами ухода за лабораторными животными".
При статистической обработке использовали пакет программ "STATISTICA". При помощи U-критерия Манна-Уитни оценивали значимость различий между контрольной и экспериментальной группами в каждый из дней эксперимента, а также внутри каждой группы между разными днями эксперимента.
Перед началом эксперимента из 180 с вынужденного плавания доля активного плавания была примерно одинаковой у всех животных. У экспериментальных крыс – 160.5±14.5с, контрольной –155.5±15.0с. Крысы пытались найти выход: выпрыгивали (9.0±1.5 прыжков), ныряли (4.5±0.5 ныряний).
В 9-й день морфинизации показатель уровня депрессивности вырос у всех крыс. Это проявилось в том, что у экспериментальных крыс активное плавание составляло лишь 60.0±6.5с; у контрольных – 65.5±7.5с (р< 0.01). После этого крысы замирали, не делая никаких попыток освободиться от воды, что также указывало на повышенную склонность к развитию депрессивного состояния. К 18-м суткам уровень депрессивности был максимально высоким. Активное плавание у всех крыс составляло 0.0с (р<0.01).
На втором этапе эксперимента – отмены морфина – показатели уровня депрессивности экспериментальной и контрольной групп существенно отличались (р<0.01). Особенно значимыми эти различия были в первые дни отмены. Уровень депрессивности, показатель которого обратно пропорционален времени активного плавания, в 9-й день отмены морфина (27 день эксперимента) был следующим: у крыс экспериментальной группы, получавших на этом этапе коменовую кислоту, –115.5±10.0с; у контрольных – 20.5±4.5с. При этом экспериментальные животные не только активно плавали, но и пытались найти выход из воды: выпрыгивали (3.5±0.5), ныряли (2.0±0.5).
На третьем этапе – отмены каких-либо инъекций – уровень депрессивности был более высоким у контрольных крыс (110.5±11.5с активного плавания, отсутствие прыжков, ныряний). У экспериментальных крыс он соответствовал начальному уровню (170.0±15.5с активного плавания), хотя прыжков и ныряний было меньше (5.0±0.5 и 3.0±0.5 соответственно), р<0.01. Эти данные зарегестрированы в 45-й день эксперимента.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что коменовая кислота способна нормализовать уровень функционирования центральной нервной системы морфинзависимых крыс. Это проявляется в уменьшении склонности к развитию депрессивно-подобных состояний при морфийном абстинентном синдроме.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |