Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / Материалы Международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-коррес-пондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А.Асратяна.
Современные представления о механизмах двигательного обучения
С начала 60-х гг. существенное место в сфере научных интересов Э.А.Асратяна занимала проблема инструментальных рефлексов как механизма организации целенаправленного поведения и формирования новых двигательных навыков. При анализе этой проблемы возникли его представления о местном условном состоянии, каузальных рефлексах и др.
В настоящее время проблема двигательного обучения привлекает широкое внимание в связи с обилием новых фактов о механизмах подкрепления, о пластичности центральных моторных структур и с новыми представлениями о роли разных структур мозга в разных видах обучения.
Развитие исследований нейрохимических механизмов обучения показало важную роль холинергических, дофаминергических и ряда других систем в этом процессе. Большую роль сыграло открытие роли дофамина в механизмах подкрепления. Это привело, с одной стороны, к значительной модификации классических представлений о драйве и его редукции как основе формирования и закрепления нового действия, а с другой – к изменению представлений о роли таких структур как нигро-стриарная система в механизмах принятия решения (выбора действия) и подкрепления.
Существенную роль в новых представлениях играет открытие пластичности центральных двигательных структур, в частности, моторной области коры. Если раньше моторная кора рассматривалась многими только как общий корковый выход, проецирующийся на мотонейроны по принципу «точка в точку» при выполнении специализированных движений дистальных отделов конечностей, то в последнее десятилетие появилось множество данных о пластичности моторной коры и и ее активном участии в процессе двигательного обучения. Обнаружена экспрессия fos-генов в моторной коре при формировании специализированных движений. Показано усиление внутрикорковых горизонтальных связей в слоях II-III в процессе обучения тонким движениям. Существенную роль при этом играет холинергический вход ко II-III слоям моторной коры. В настоящее время роль моторной коры в формировании новых движений, которая была показана в лаборатории Э.А.Асратяна, является общепризнанной.
Развитие нейросетевых моделей обучения, базирующихся на понятии «внутренняя модель» и вбирающих в себя основные достижения современной нейрофизиологии, привело к новым представлениям о роли разных мозговых структур в разных видах обучения. В докладе будут проанализированы эти представления и обсуждены их возможные ограничения.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |