Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / Материалы Международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-коррес-пондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А.Асратяна.
«Субинтеллектуальное» и «интеллектуальное» поведение у мышей: новые подходы и возможности
Общая когнитивная способность и IQ (коэффициент интеллектуальности) человека высоко коррелируют (r=0.8) между собой. Известно также, что геномы мыши и человека весьма схожи между собой. Поэтому исследование индивидуальных различий у мышей по общей когнитивной способности (g) и выявление участков генома, ответственных за эти различия, позволит приблизиться к пониманию генетических основ интеллекта у людей. Для исследования этой проблемы, однако, необходимо, прежде всего, разработать такие методы и подходы, которые бы адекватно отражали когнитивные способности мышей.
К сожалению, за небольшим исключением, оценка когнитивных способностей у лабораторных животных, включая мышей, ограничивается в основном исследованием условно-рефлекторных форм поведения (таких как, простые и сложные дифференцировки, отсроченные реакции, тесты в лабиринтах и пр.), требующих включения механизмов обучения. Последние реализуются с помощью «проб и ошибок», как правило, за продолжительное время, и обязательно, с участием подкрепления. Помимо поведения, явно основанного на обучении, можно выделить еще два типа, определив их как «субинтеллектуальное» и ««интеллектуальное» поведение. В обоих этих случаях оценка осуществляется по скорости выполнения реакции за непродолжительное время и в одной единственной пробе (а не по числу ошибок, усредненных по многим пробам). Субинтеллектуальное поведение занимает промежуточное положение между указанными формами поведения и, так же как и обучение, нуждается в подкреплении. Для оценки интеллектуального поведения подкрепление не обязательно, хотя оно может и присутствовать.
Разработаны новые методики: а) для оценки субинтеллекуального поведения: тест со шприцом - доставание вкусной пищи (шоколадки) из трубки шприца (1 мл) с помощью поршня; тест с перегородкой - добывание шоколадки из замкнутого ограниченного пространства посредством толкания двигающейся перегородки; тест на самоосвобождение - самостоятельный выход из-за блокированного ограниченного пространства; тест с подныриванием - преодоление под водой заградительной перегородки, за которой расположена безопасная платформа; тест на выдергивание пробок, обеспечивающих отток воды из предварительно заполненной камеры; б) для оценки интеллектуального поведения: тест на построение подставок из картонных коробок для доставания вкусной пищи (шоколадки) с вершины цилиндра; тест на построение выдвигающегося моста между двумя высотными платформами для добывания шоколадки с основания одной из них; модифицированная версия теста со шприцом, когда требуется вставить поршень в цилиндр; модифицированная версия теста с подныриванием; тест на предотвращение заполнения камеры водой.
Большинство мышей C57Bl/6 (n=10) и BALB/c (n=10) были в состоянии решать задачи в приведенных выше тестах на оценку субинтелелктуального поведения. Некоторые мыши решали их быстрее, некоторые медленнее, и лишь немногие не справлялась с задачей. В то же время ни одна из мышей не смогла решить ни одну из задач в тестах на проверку интеллектуального поведения, что свидетельствует об отсутствии у них указанной формы поведения. Разработанные методики в совокупности с общепринятыми подходами могут быть использованы для оценки общей когнитивной способности у мышей и выявления у них индивидуальных различий по этому показателю.
Работа поддержана РФФИ (грант № 02-04-48156а).
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |