салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / Материалы Международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-коррес-пондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А.Асратяна.

Исследование невротических нарушений у социально депривированных детей в условиях школьной дезадаптации

М.Г.Айрапетянц, Е.А.Лущекина, В.С.Лущекин Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия; Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, Москва, Россия

В работе описывается модель исследования взаимоотношений латерализации функций и типологии ВНД с проявлениями школьной дезадаптации. Задача работы состояла в исследовании когнитивных и эмоциональных компонентов дизонтогенетического развития на модели школьной дезадаптации.

Для определения профиля латеральной организации (ПЛО) использовали  5 тестов функциональной асимметрии. Согласно классификации Levander  M, Schalling D. [1988] испытуемому присваивали индекс ПЛО, отражающий количественно признаки левшества – от 0Л (все тесты выявили правостороннюю симптоматику) до 5Л (все тесты выявили левостороннюю симптоматику).  Показатели 0Л – 2Л оценивались как правшество; 3Л – 4Л – как парциальное левшество (амбидекстрия); 5Л – как левшество. Для исследования параметров психической деятельности использовали комплекс методов, направленных на определение уровня развития моторной сферы (крупная и мелкая моторика), состояния зрительно-пространственной сферы, слухоречевой памяти, уровня развития вербального и невербального мышления. У испытуемых определяли социометрический статус, типологию ВНД по Айзенку, уровень реактивной и личностной тревожности по опроснику Спилбергера; выявляли наличие стресса по 8-цветному тесту Люшера. Биоэлектрическую активность коры головного мозга регистрировали с помощью 24-канального энцефалографа по стандартной схеме «10-20» с объединенными ушными электродами. Обследовано 152 ребенка младшего школьного возраста.

Сопоставление факторов школьной дезадаптации у  детей с различным ПЛО показало, что в основе трудностей обучения лежит неустойчивость внимания  и несформированность произвольной регуляции, что соответствует представлениям о незрелости стволовых регуляторных структур у детей с трудностями обучения [Лукашевич, Мачинская, 1994]. В группе парциальных левшей в большей степени, чем в группах выраженных правшей и левшей, страдают уровень развития моторной и зрительно-пространственной сферы, слухоречевая память, уровень развития вербального и невербального мышления. Полученные результаты обсуждаются с позиций широкого понимания левшества [Доброхотова, Брагин, 1994] и с учетом разнообразия данных о соотношении ПЛО и школьной успешности [Annett,  Manning, 1990; Moore еt аl, 1995; Strehlow еt аl, 1996]. Показана положительная корреляция между успеваемостью и социометрическим статусом ребенка. Оба показателя ниже в группе парциальных левшей. В этой же группе более выражены  проявления стресса. Сопоставление типологии ВНД и ПЛО с проявлениями  школьной дезадаптации выявило уменьшение показателя экстраверсии, увеличение показателя нейротизма  и уменьшение показателя успеваемости в группе парциальных левшей по сравнению  с группами правшей и левшей. Полученные данные обсуждаются с точки зрения потребностно-информационной теории ВНД [Симонов, 1998]. Показатель личностной тревожности оказался несколько сниженным в группе парциальных левшей. Разброс значений личностной тревожности в данной группе более выражен, чем в группах правшей и левшей. Предполагается, что большинство парциальных левшей обнаруживает запаздывание в созревании левополушарных функций или нарушение процесса латерализации и установления межполушарного взаимодействия, что подтверждается данными ЭЭГ- исследования.   Это соответствует представлениям о том, что дезинтеграция  межполушарных связей – главное отличие мозга больных как в случае психических заболеваний [Стрелец, 1999], так и при воздействии неблагоприятных экологических факторов [Жаворонкова, 2000]. Среди парциальных левшей оказываются дети с т.н. «патологическим» левшеством [Манелис, 2000], а также дети, у которых развитие функциональной асимметрии было нарушено в связи с неблагоприятными педагогическими воздействиями – в частности, с неправильным выбором руки, которой ребенок обучается писать [Лущекина и др., 2001]. Таких детей в педагогической практике становится все больше. Часто проблема коренится в неблагоприятных социальных условиях. Отсюда вытекает постановка проблемы следующего этапа исследований - сопоставление факторов личностной тревожности и  нейротизма с индивидуальным ПЛО  в группе детей-сирот и детей, воспитывающихся в обычных семьях.  На первый план была выведена проблема «плохого детства», которое включает такие факторы, как воспитание в приемных семьях, в условиях неполной семьи, а также ряд других неблагоприятных воздействий [Айрапетянц и др., 2000; Лебединский, 1985]. У 88% детей с «плохим» детством и лишь у 44% с «нормальным» показано наличие стресса. Исследования подтвердили, что низкая эмоциональная стабильность и, в особенности, высокая вариативность показателей личностной тревожности являются факторами, связанными со школьной дезадаптацией и  парциальным левшеством. Принадлежность к холерическому и меланхолическому типам темперамента способствует наиболее выраженным проявлениям признаков дезадаптации в условиях «плохого детства».

Таким образом, анализ факторов школьной дезадаптации показывает, что у парциальных левшей в большей степени, чем у правшей и левшей страдает когнитивная деятельность, а также обнаруживаются  изменения  тревожности и эмоциональной стабильности. Эти закономерности особенно выражены среди детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Принадлежность к определенным типам темперамента является дополнительным фактором риска в условиях «плохого детства». Выносимая на обсуждение модель позволяет развивать исследования в следующем направлении: от нарушений поведения и психического состояния человека к нейропсихологическому и нейрофизиологическому уровням и далее к биохимическим механизмам, лежащим в их основе. В качестве примера подобной логики исследования может служить подробно описанный в литературе синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  В основе данного синдрома, являющегося одной из основных причин школьной дезадаптации [Заваденко и др., 1996] так же, как и в основе многих других когнитивных и эмоциональных нарушений, лежит дисбаланс в работе нейромедиаторных  систем, что подтверждается в исследованиях на животных [Лущекина и др., 2002; Bigl  еt аl, 2000].

Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу