салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»

Герменевтика и психиатрия

З.В. Каганова Факультета государственного управления МГУ, Москва, Россия

Для позитивистской философии науки, господствовавшей в ХХ в., обращение к психоанализу наблюдалось не часто и, как правило, носило критически-негативистский характер. С одной стороны, психоанализ затрагивал те же проблемы, что и философия науки (проблема сознания, проблема языка), но, с другой стороны, он не укладывался в общий контекст философии науки. Для позитивизма фундаментальное значение имело (и имеет) обсуждение демаркационных критериев, различающих науку и псевдонауку. Несмотря на то, что постпозитивисты (К. Поппер, Л. Лаудан и др.) показали, что абсолютных критериев, разделяющих науку и псевдонауку, не существует, сама по себе проблема демаркации осталась. К психоанализу представители этого направления обращаются только потому, что он не укладывается в разработанную ими дихотомию науки и псевдонауки. С одной стороны, он представляет собой признанную психиатрическую и психологическую теорию и методологию, а с другой – не соответствует узким, жестким критериям научности, признаваемым позитивистами, и самому позитивистскому мышлению в целом. Поэтому чаще всего представители позитивистской философии науки считают психоанализ псевдонаукой наподобие астрологии, каббалистики, христианской науки и т.д. (как в эмпирическом, так и в теоретическом отношении) и тем самым исключают его из сферы философского дискурса.

Напротив, философы, придерживающиеся антропологической ориентации, регулярно обращаются к психоанализу, с помощью которого они находят решение и объяснение поставленных ими проблем. В качестве примеров подобного обращения к психоанализу (чаще всего к фрейдизму) назову концепцию человека Э. Фромма, в которой экзистенциализм сочетается с идеями психоанализа и дзен-буддизма; концепцию авторитарной личности Т. Адорно, объясняющего формирование этого типа личности с помощью психоанализа; концепцию Эроса и цивилизации Г. Маркузе; концепцию Б.М. Парамонова, рассматривающего с позиций фрейдизма широкий круг "русских вопросов", то есть проблем российской истории и культуры. Однако, в целом, по-видимому, прав П. Рикёр, когда он пишет: "Для того, кто воспитан на феноменологии, экзистенциальной философии, неогегельянстве и кто занят изучением лингвистической тенденции в философии, встреча с психоанализом может стать сильным потрясением. В нем не просто затрагивается или обсуждается та или иная тема философской рефлексии; в нем речь идет о философском проекте в целом" (2, с. 152). Положение коренным образом изменилось, когда в философии на первый план вышла проблема понимания. В философии в качестве теории и практики понимания выступает герменевтика. Происхождение этого термина обычно связывают с именем Гермеса, который обязан был доводить волю богов-олимпийцев до сознания людей, то есть переводить ее на обыденный человеческий язык. Поэтому термин "герменевтика" означает интерпретацию и истолкование. По мере своего развития герменевтика ставила перед собой все более общие и глубокие задачи, пытаясь понять не только смысл отдельного текста, но и вскрыть процессы функционирования человеческой психики и общественного сознания, которые приводят к тому или иному толкованию. Герменевтика возникла давно. В принципе герменевтические вопросы появляются всякий раз, когда зарождается желание отдать себе сознательный отчет в роли слова как знака сообщения. В древнем мире и в средние века основным предметом понимания и толкования были религиозные тексты. В христианском мире, например, и богословие, и философия строились на истолковании Священного писания, трудов отцов церкви, религиозных и философских авторитетов и комментариях к ним. Со временем стала складываться теория понимания, уделявшая особое внимание социо-культурным и культурно-историческим контекстам, личности и жизни автора, смысловым оттенкам слов, личности воспринимающего текст субъекта; возникли и методы, позволяющие превратить толкование понимаемого в искусство понимания. В XIX-XX вв. развитие герменевтики определялось именами таких мыслителей, как Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э.Гуссерль, М. Хайдеггер,Ф. Ницше, Х.-Г. Гадамер, Г. Шпет и др. Таковы вкратце гуманитарно-философские аспекты герменевтики. На первый взгляд, в ней нет ничего, что связывало бы ее с психоанализом, который представляет собой теорию и практику лечения душевных заболеваний. Между тем, их объединяет как исходная познавательная модель – модель диалога – так и основные проблемы – понимание, интерпретация и коммуникация.3

Какова же роль психоанализа в постановке и решении проблем, являющихся центральными для герменевтики? Приведу точку зрения одного из наиболее известных представителей современной герменевтики – Поля Рикёра (2). Во-первых, психоанализ позволяет по-новому (по сравнению с классической философией) рассмотреть одну из основных философских проблем – проблему сознания, причем в двух отношениях – в плане отношения к бытию и в плане отношения сознательного и бессознательного. Во-вторых, герменевтика и психоанализ стыкуются при создании философской модели культуры. В-третьих, для философской интерпретации Фрейда существенно то, что Фрейд и его последователи затрагивают противоречия между жизнью человека в мире техники и интимной жизнью человека, дают интерпретацию произведений искусства и искусства в целом, объясняют роль религии и других явлений культуры.

Фундаментальное значение психоанализа для всего философского проекта в целом (о чем говорилось выше) П. Рикёр усматривает в том, что психоанализ преодолевает знаменитый методологический принцип Р. Декарта "Cogito ergo sum", на котором базировались философия и наука Нового времени. Для Фрейда сознание – не источник, а задача познания. "Именно через критику сознания психоанализ подходит к онтологии. Интерпретация фантазмов, мифов, символов, которую он нам предлагает, всегда в некоторой степени является оспариванием претензии сознания выступать в качестве источника смысла. Борьба против нарциссизма – фрейдовского эквивалента ложного Cogito – ведет к открытию того, что язык укоренен в желании, в жизненных импульсах. Философ, прошедший эту трудную школу, приходит к решительному отказу от субъективности как источника смысла… Психоанализ, как таковой, говорит об утраченных объектах, которые необходимо вновь обрести символически; рефлексивная философия должна использовать это открытие в своих собственных целях; надо потерять "Я", чтобы обрести "я". Вот почему психоанализ является если не философской дисциплиной, то по крайней мере дисциплиной для философа; Фрейд призывает нас по-новому поставить вопрос об отношении между значением и желанием, смыслом и энергией, то есть в конечном счете между языком и жизнью"(2, сс. 30-31). "Философ может находиться среди психиатров и психоаналитиков только при том условии, если он сомневается в претензии сознания понять самое себя" (2, с. 153).

Таким образом, в центре внимания психоанализа находятся те же фундаментальные проблемы человеческого существования и деятельности, которые составляют предмет герменевтики и которые особенно важны для современного человека и человечества в целом; но психоанализ подходит к этим проблемам с конкретно-психологической, медицинской и биологической позиций. Тем самым становятся возможными процессы интеграции, ликвидирующие один из самых глубоких разрывов, существующих в системе культуры – разрыв между гуманитарной и естественно-научной культурами, между гуманитарными, общественными и естественными науками. На стыках этих культурных сфер возникают многообразные модели, комплексы идей, имеющие "гибридную", смешанную природу и позволяющие вести научный поиск в самых различных направлениях, достигая тем самым более глубокого научного (а значит рационального) понимания таких сторон человеческой и общественной жизни, которые меньше всего поддаются научно-рациональному анализу. В качестве примера приведу вероятностно-математическую модель исчисления смыслов, созданную проф. МГУ В.В.Налимовым – математиком, мыслителем, философом (4). Остановлюсь на некоторых концептуальных моментах: 1) Весь воспринимаемый нами эволюционирующий мир можно рассматривать как множество текстов. Когда мы говорим о биосфере, то текстами оказываются отдельные особи, виды и другие составляющие биосферы. Когда рассматриваем ноосферу, то текстами становятся сознания людей как в их личных, так и в коллективных проявлениях. 2) Семантика определяется вероятностно задаваемой структурой смыслов. Смыслы – это то, что делает знаковую систему текстом. Сказанное относится не только к человеческой письменности, но ко всему мирозданию: знаковой системой является и звездное небо, и рисунок от волны на песке, и рост лишайников на коре дерева; все эти знаки становятся текстом лишь тогда, когда кто-то попытается найти в них смысл. 3) Смыслы, которые человечество еще не постигло, относятся к непроявленному миру, для которого характерна спрессованность смыслов. С точки зрения семантики, мир есть семантический вакуум. Распаковывание спрессованных смыслов, то есть появление текстов, осуществляется с помощью теории вероятностей (силлогизма Бейеса), которая позволяет определенным образом распределять смыслы и тем самым создает семантику новых текстов, возникших после какого-то события. 4) Смыслы, порожденные человеком, раскрываются в многообразии культур – больших текстов, которые когда-либо существовали и существуют теперь. Мир в целом тоже представляет собой текстово-языковую структуру. То же самое можно сказать и о человеке. Такова "герменевтическая часть" концепции В.В. Налимова. Ее психологический аспект связан с вопросом о том, на каком уровне сознания рождаются новые смыслы. По мысли В.В. Налимова, процесс порождения смыслов (то есть новое понимание текстов) есть творческий процесс и происходит в "подвалах" сознания, где мы непосредственно взаимодействуем с образами. Это чаще всего процесс неосознаваемый, хотя в восточной философской традиции существует и осознанный, возникающий в измененном состоянии сознания, в частности, медитации. Пережитое в "подвалах" сознания поступает на уровень предмышления, где создается благоприятная обстановка для возникновения и действия силлогизма Бейеса, играющего роль фильтров. Следующим этапом является выход на вершину надводной части сознания, где становится возможной дискуссия, обсуждение и завершение процесса мышления. Одним из примеров порождения смыслов на уровне спонтанно возникающих смыслов служат дзенские приемы раскрытия смыслов в беседах огневой скорости, при которой логически структурированная мысль не успевает созреть. Таким образом, процесс понимания осуществляется на всех уровнях сознания. Концепция В.В. Налимова – яркий пример плодотворности интегрального подхода, объединяющего герменевтические, математические, естественнонаучные, психологические, культурологические компоненты.

разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу