Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Особенности психоэмоциональной сферы больных неврозами детей и подростеов
В силу известных критических периодов развития детский, подростковый и юношеский возрасты (4) являются особенно благоприятной почвой для возникновения различного рода нервно-психических расстройств, среди которых неврозы занимают ведущее место. Общеизвестно, что чаще всего невротические расстройства сопровождаются нарушениями как эмоциональной, так и психической сферы. Однако, данных объективно отражающих нарушения психо-эмоциональной сферы при неврозах в процессе онтогенеза недостаточно (1). Исходя из вышеизложенного, интерес представляет исследование актуального эмоционального состояния и некоторых психических функций у детей и юношей разных возрастных групп.
МЕТОДИКА. Работа основана на исследовании 48 больных двигательными невротическими нарушениями и 40 здоровых детей и юношей разделенных на четыре возрастные группы: 6-8, 9-11, 12-14 и 15-17 лет. Для оценки эмоционального состояния использовался восьмицветовой тест Люшера (5) с последующим вычислением уровня стрессорности (2). Психофизиологические характеристики изучались с помощью комплекса приборов ПФК-01. Устойчивость и переключение внимания исследовалось с помощью «Корректурной пробы» (КП) с кольцами Ландольта. Анализировалось общее количество ответов и количество ошибок в них, а также для объективизации успешности выполнения задания вычислялся индекс успешности (ИУ) (1). Для изучения состояния кратковременной невербальной памяти использовался тест «Память на числа» (ПЧ). Анализировалось общее количество воспроизведенных чисел, количество ошибок в них и ИУ. Полученные данные были статистически обработаны с определением параметров средних арифметических и средних квадратических отклонений с использованием критерия Стьюдента.РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Данные, полученные в результате цветового тестирования, отражающие уровень стресса у больных с неврозами имели более высокие значения по сравнению со здоровыми(больные и здоровые соответственно: 6-8 лет – 16.4+0.9 и 10.2+1.4; 9-11 лет – 14.8+0.6 и 8.4+0.7; 12-14 лет – 18.2+0.5 и 12.6+0.6; 15-17 лет – 31.2+0.2 и 26.6+1.5). При этом в 9-11 лет отмечался наименьший уровень стрессорности, а в 15-17 – максимальный. Таким образом, исследование актуального эмоционального состояния выявило повышение уровня стресса у больных по сравнению со здоровыми. В 9-11 лет здоровые дети имеют наименьший уровень стрессорности. В юношеском же возрасте отмечаются ее максимальные значения. Анализ результатов методики «Корректурная проба» на исследование устойчивости и переключения внимания позволил выявить у больных неврозами снижение общего количества ответов по сравнению со здоровыми (больные и здоровые соответственно: 6-8 лет – 18.4+1.2 и 19.8+1.3; 9-11 лет – 23.5+1.4 и 27.0+0.8; 12-14 лет – 25.4+2.1 и 29.8+2.0; 15-17 лет – 25.2+3.5 и 32.9+1.2). Исключение составляли больные дети 6-8 лет, где количество ответов соответствовало возрастной норме, и в то же время количество ошибок в ответах в этом возрасте было наиболее высоким, что отразилось в показателях ИУ. Расчет ИУ по методике «Корректурная проба» выявил снижение успешности выполнения задания у больных неврозами (больные и здоровые соответственно: 6-8 лет – 80.4+1.6 и 86.5+1.8; 9-11 лет – 87.9+2.0 и 95.3+1.7; 12-14 лет – 87.7+1.2 и 92.1+1.7; 15-17 лет – 88.2+2.1 и 95.6+1.9).
При анализе данных методики «Память на числа» выявилась значительная разница между результатами, полученными в возрастных группах больных и здоровых. Общее количество воспроизведенных чисел у больных в среднем меньше чем у здоровых. Средние значения ошибок в общем количестве воспроизведенных чисел у больных имели тенденцию к повышению по сравнению со здоровыми, что свидетельствовало об ухудшении выполнения задания и соответственно об ухудшении краткосрочной памяти. Анализ ИУ в методике «Память на числа» также выявил значительное снижение этого показателя по сравнению со здоровыми (больные и здоровые соответственно: 6-8 лет – 42.8+1.9 и 65.1+1.8; 9-11 лет – 41.4+1.7 и 69.4+2.1; 12-14 лет – 43.4+1.3 и 67.2+2.0; 15-17 лет – 52.6+1.6 и 78.0+2.2). Исходя из вышеизложенного можно заключить, что у больных детей и подростков и юношей с неврозами в наибольшей степени страдает мнестическая деятельность, включающая процессы запоминания, воспроизведения, узнавания, идентификации и забывания (1), что связано, по-видимому, с расстройствами в деятельности неспецифических активирующих и деактивирующих механизмов мозга (3). И в то же время уровень стресса, отражающий протекание эмоциональных процессов у больных имеет довольно высокие значения.
Наиболее надежным показателем качества функционирования механизмов психологической саморегуляции в условиях невроза является эффективность решения сенсомоторных задач. Исследование устойчивости и переключения внимания и краткосрочной невербальной памяти у больных выявил ухудшение выполнения задания по сравнению со здоровыми во всех возрастных группах. Итак, наиболее оптимальные показатели психоэмоциональной сферы выявляются в 9-11 лет, что вероятно, связано с большей адаптивностью детей этого возраста к меняющейся ситуации. Юношеский же возраст отличается наибольшим нарушением эмоциональной сферы, что, по-видимому, свидетельствует о незавершенности и напряженности пубертатных перестроек в этой возрастной группе.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |