Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Биологическая психиатрия страха, тревоги и депрессии
Известный биолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц получил свою премию за работы в области этологии животных. Сам Лоренц, да и многие другие, думали, что премия присуждена за работы по изучению поведения животных. Однако на самом деле это не совсем так. В своих известных книгах «Агрессия» «Восемь смертных грехов» «Обратная сторона зеркала» Лоренцу удалось показать и доказать нечто большее – что человек в своем поведении недалеко ушел от животного. Агрессия, право силы, страх и отчаяние – вот те «животные» инстинкты и эмоции, которые сейчас особенно захлестнули общество, причиняя колоссальные страдания. К глубокому сожалению, и животные, как и люди, способны страдать. Они могут боятся, впадать в отчаяние, оцепеневать от ужаса и т. д. И поскольку мы не так далеко отошли в своих эмоциях от животных, понять человеку свое собственное поведение можно до конца лишь в том случае, если он поймет поведение животного. Если можно так выразится, поведение животного при стрессе – честнее, чище, обнаженнее, чем аналогичное поведение человека. По сути, те (красивые своей природной первозданностью) инстинкты человечество лишь запутало, смешало, размыло – ничего не меняя в содержании. Вот почему замечательная наука – биологическая психиатрия – именно та самая наука на стыке поведения животного и человека, которую изучать нужно и биологам, и медикам, и психологам. Отдельно хотелось бы затронуть несколько более узкую тему – поведение животных, находящихся на грани нормы и патологии. Ведь понимание того, как ведут себя больные животные, испытывающие стресс много дает для понимания того, как себя ведут в подобных ситуациях люди. Более того, многие опыты, которые легко можно провести на животных по этическим, гуманным соображениям просто невозможно провести на людях. И вот здесь на помощь приходит моделирование поведения. Это – один из ведущих методов в биологической психиатрии. Замечательный ученый Мак Инерней в 80-х годах прошлого века он пришел к следующей мысли: «К моделированию прибегают в тех случаях, когда пытаются изучить поведение одного вида, экспериментируя с особями другого вида». Поэтому моделирование поведения у животных – это не что иное, как попытка изучить поведение человека (одного биологического вида) с помощью экспериментальных животных – крыс, мышей, собак и т.д. – особей другого вида. Как можно изучать стрессорное поведение в принципе? Здесь есть три подхода: 1) пассивно наблюдая за поведением животного в естественных (природных) условиях; 2) активно изменяя эти условия провоцируя подстегивая изменения поведения животного; 3) активно изменяя внутренний мир животного, вводя различные препараты или втыкая электроды. В первом случае поведение естественно, а его репертуар богаче и интереснее для исследователя. Наверно поэтому среди зоологов (которые и пользуются этим методом) так много романтиков, любящих посидеть с гитарой у костра в обнимку с теплым приятным напитком. Третий подход используется физиологами и фармакологами: в частности, когда в организм вводится какое-нибудь вещество – например, усиливающее страх или вызывающее приступы агрессии или тревоги. Такой подход, весьма обоснованный, все-таки имеет мало общего с поведением. Ведь крыса с электродом в голове ведет себя совсем по другому, чем крыса без него. Трудно говорить о поведении, имея дело с животными в состоянии, например, галюциногенной эйфории! Поэтому оставим данный подход на совести специалистов – физиологов или фармакологов. Чтобы как-то обособиться, они придумали забавные названия для своих занятий – нейропсихофармакоэтология и нейропсихофизиология.
Как представляется, второй подход, активно изменяющий именно внешние окружающие условия, провоцирующий, подстегивающий изменения поведения животного, гораздо более интересен и продуктивен. Вы сами задаете правила игры, по которым человек или животное вынуждены играть, а такая игра всегда интереснее игры без правил. При всем при этом мы, люди, никогда не узнаем, что обо всем этом думают сами животные! Недавно удалось услышать очень интересное определение понятия “условный рефлекс”. Одна мышь учит другую: условный рефлекс – это когда я нажму на педаль, загорится красная лампочка, и прибежит чудак в странном белом халате и даст мне кусочек сыра. Конечно же уважаемый Иван Петрович Павлов выронил бы свое знаменитое пенсне, услышав такую версию. Однако в нем есть некая доля истины. Вот почему экспериментатор – независимо от того, работает ли он с людьми (психолог) или с животными (зоопсихолог) должен помнить: может оказаться, что обьект вашего изучения будет считать, что это именно он экспериментирует с вами. И не стоит думать, что он будет совсем уж неправ. Как когда-то сказал Ларошфуко, "когда я играю с кошкой, я не знаю, кто больше получает удовольствия – я или кошка».
Итак, стресс. Ведь в конечном итоге, всякое наблюдение за ним (а тем более – эксперименты с ним!) для человека или животного – это всегда стресс. Именно со стрессом связано большинство ситуаций, с которыми имеет дело специалист в области биологической психиатрии. Стресс может иметь сразу несколько последствий для поведения: страх, тоску-печаль-депрессию и тревожность. Как разграничить этим состояния у животного? Иными словами, чем отличается поведение тревожного животного, животного в состоянии страха и в состоянии депрессии? Для ответа на этот вопрос с позиции биологической психиатрии мы сконструировали таблицу 1. Кстати, любой психолог убедится, что в эту класификацию четко укладывается и поведенческие реакции тревожного, депрессивного или испуганного человека.
Таблица 1. Сравнительный анализ страха, тревожности и депрессии.
СТРАХ | ТРЕВОЖНОСТЬ | ДЕПРЕССИЯ |
Для поведения характерна триада «беги-борись-замри» | В поведении наблюдаются настороженность, оценка риска, прислушивание, принюхивание и т.д. | Снижение поведенческой активности, угнетенность, вялость, потеря интереса к жизни (поза носом в угол у животных, апатия у людей) |
Второй эшелон реагирования на стресс – соприкосновение с самим стрессором | Первый эшелон поведенческого реагирования (антисипации) стресса | Третий эшелон реагирования на стресс (осознание неизбежности стресса) |
Наиболее быстрое поведение (доли секунд). Движения обычно высокой амплитуды | Поведение умеренно по скорости и амплитуде самих движений | Относительно медленное поведение, характеризуется небольшой амплитудой |
- | - | В поведении наблюдается характерное поведение «отчаяния» (выученной беспомощности, безнадежности) |
Число переключений между актами повышено | Число переключений между актами повышено | Число переключений между актами снижено. |
Усиливаются вегетативные реакции – расширяются зрачки, усиливается пото-отделение, сердечная деятельность и т.д. | Усиливаются вегетативные реакции | Вегетативные реакции явно не выражены или замедлены |
Возбуждение активности ЦНС (arousal) | Возбуждение активности ЦНС (arousal) | Активация ЦНС не характерна |
Исследовательское поведение отсутствует на фоне триады «беги-борись-замри» | Исследовательское поведение резко угнетено на фоне общей гиперлокомоции | Исследовательское поведение резко угнетено на фоне общей гиполокомоции |
Поведение не стереотипизовано (нет монотонно повторяющихся зацикливающих-ся поведенческих проявлений) | Стереотипии не характерны или проявляются в незначительной степени | Поведение животного сильно стереотипизовано – монотонные чесания, жевания, умывания, явно неадекватные ситуации |
В поведении усиливается агрессия («горячая ярость», защита) | В поведении обычно усиливается агрессия («холодная» ярость, носящая упреждающий характер, более выражена, чем «горячая») | Преобладает аутоагрессия (у человека - часто суицид), однако может наблюдаться инфантицид и агрессия к особям другого вида или пола (у человека – осознанная жестокость) |
Смещенная активность обычно направлена на внешние неживые обьекты | Смещенная активность направлена на внешние неживые обьекты | Смещенная активность чаще направлена на собственное тело (аутоагрессия) либо на внешние живые объекты (мурицид, инфантицид) |
- | - | Часто наблюдается манипуляционная поведенческая активность |
Специфически активирован мышечный тонус (например, холинергическая вазодилация) | Гиперактивирован мышечный тонус (гиперлокомоция) | Мышечный тонус понижен, наблюдается вялость позы |
При хроническом страхе переходит в патологическую тревожность | При хронической тревожности переходит в депрессию | - |
Память не ухудшается | Память не ухудшается, а часто резко активируется. Нарушаются пассивные процессы кодировки и извлечения памяти. | Память обычно ухудшается и ее обычная микроструктура нарушается (зацикливание на негативных воспоминаниях и забывание позитива). Сильно страдает активная память. |
Когнитивный фактор (запоминание) не участвует в патогенезе | Когнитивный фактор участвует в патогенезе (кроме врожденной тревоги) | Когнитивный фактор активным образом участвует в патогенезе и часто усугубляет его (чувство вины, стыда). |
Поведение, направленое на получение удовольствия не страдает (хотя на него не остается времени) | Поведение, направленое на получение удовольствия не страдает (хотя на него не остается времени) | Поведение, направленое на получение удовольствия, резко подавлено вплоть до полной ангедонии |
Направлен в настоящее время, Вызван реальной опасностью | Ориентирована в будущее, вызвана возможной опасностью, которую можно избежать или нет. | Направлена в прошлое; вызвана возможной, но заведомо неизбегаемой опасностью |
Половое поведение не проявляется | Половое поведение может быть активировано | Половое поведение обычно подавлено |
Страху подвержены самцы и самки примерно одинаково, но самцы обычно лучше контролируют поведенческие и физиологические реакции и легче адаптируются. | Тревога более выражена у самцов (мужчин), однако у самок она легче патологизируется | Депрессия более часто выражена у самок (женщин), однако более сильно патологизируется (и труднее купируется) у самцов |
Оценка риска структурирована и направлена на анализ проксимальных стимулов | Оценка риска направлена на анализ дистальных стимулов и сигналов. Активировано поведение «принятия решения» | Оценка риска и поведение приенятия решений в поведении не выражены |
Социальное поведение чаще конфронтационное | Социальное поведение подавлено или носит специфический характер оценки риска | Социальное поведение резко угнетено |
Дефекация и уринация (вегетативные реакции страха) часто сопутствуют страху | Дефекация и уринация повышены у животных (индексы эмоциональной напряженности) и обычно контролируются у людей | У людей часто наблюдаются харушения естественной дефекации (запоры). |
Может иметь врожденный характер к определенной категории стимулов | Может иметь врожденный (innate) характер к определенной категории стимулов | Не имеет характера innate-патологии |
Неопределенность среды не является патогенетическим фактором | Неопределенность среды (новизна) является основным фактором патогенеза | Неопределенность среды может стать патогенетическим фактором только при длительном характере |
Является нормальной адаптивной эмоцией, однако в хронической форме может быть патологией | Одновременно является и нормальной эмоцией (тревожность), и патологией (тревога) | Является явной патологией |
Провоцируется наказанием, но не провоцируется отсутствием поощрения (подкрепления) | Провоцируется как наказанием, так и отсутствием ожидаемого поощрения (подкрепления) | Провоцируется частым или сильным наказанием или длительным отсутствием поощрения (подкрепления) |
При терапии эффективны бензодиазепины и другие анксиолитики | При терапии эффективны бензодиазепины, а также ингибиторы МАО, трициклические антидепрессанты | Эффективны препараты лития, ингибиторы МАО, трициклические антидепрессанты. Бензодиазепины менее эффективны, чем при тревоге. |
Характер действия психотропных препаратов: быстрый (анксиолитики) | Характер действия психотропных препаратов: быстрый (анксиолитики) или медленный (антидепрессанты) | Характер действия психотропных препаратов: медленный (антидепрессанты, анксиолитики) |
- | При нефармакологической терапии эффективна когнитивная и поведенческая терапия | При нефармакологической терапии эффективны электросудорожный шок, когнитивная и поведенческая терапия |
- | Нарушения сна – трудности засыпания, инсомния | Нарушения сна связаны с гиперсомнией, нарушением ритма, ранним пробуждением |
При ортостатическом коллапсе падение давления крови более выражено по сравнению с нормальным контролем | При ортостатическом коллапсе падение давления крови более выражено по сравнению с нормальным контролем | - |
Понимание этого разнообразия важно для любого специалиста в области биологической психиатрии, так как оно позволяет построить общую научную парадигму биологической психиатрии стресса, которой будут в одинаковой мере пользоваться медик-психиатр, нейробиолог, этолог или психолог. Договорившись о терминах и причинно-следственных связях, исследователи смогут обьединить свои усилия для изучения общих механизмов и процессов, лежащих в осное
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |