Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Реорганизация зри¬тельно-соматосенсорных взаимодействий и влияний хвостатого ядра в ходе угашения ориентировочного рефлекса
Известно, что поисковая активность существенно возрастает в условиях высокой неопределенности и уменьшается при ее снижении. Учитывая то, что с одной стороны, ориентировочное поведение является важной составляющей поисковой активности, а с другой стороны, неопределенность, граничащая с угрозой, провоцирует высокую тревожность, представляется целесообразным проведение анализа межсистемных корково-корковых и корково-подкорковых взаимодействий головного мозга кошки на этапах угашения ориентировочного рефлекса. При этом особый интерес представляет роль хвостатого ядра в формировании взаимодействий зрительной, теменной и соматосенсорной областей коры, как структуры, ответственной за развитие внутреннего торможения в процессе снижения ориентировочного реагирования при формировании адаптации к экспериментальной обстановке (Суворов Н.Ф., 1988), что представляется адекватным для нейрофизиологического моделирования развития начальных фаз процесса снижения ситуативных компонентов тревожности организма. Поскольку каждая исследовательская реакция животного, угасающая при снижении неопределенности (Воронин Л.Г., 1964; Соколов Е.Н., 1981), включает двигательный, биоэлектрический и вегетативный компоненты, в экспериментах оценивались электрофизиологические и вегетативные (по частоте дыхания) проявления на разных этапах ослабления этой реакции на животных с импульсивным поведением (с высокой тревожностью) и животных, которым импульсивное поведение было не свойственно (с низкой тревожностью).
Методика. Эксперименты проводились на 14 взрослых животных, дифференцированных на особей с высокой и низкой тревожностью (Фогл Б., 1999). Электрическая активность отводилась через хронически вживленные электроды от зрительной, теменной и соматосенсорной областей коры, а также от головки хвостатого ядра. Взаимосвязь исследуемых областей коры и хвостатого ядра оценивалась по сопряженности мгновенных значений амплитуд ЭКоГ, измеряемых в предстимульных и постстимульных периодах, где стимулами являлись индифферентные импульсные вспышки света (1мсек; 5дж), предъявляемые 1 раз в мин. Статистическая обработка ЭКоГ состояла в вычислении парных коэффициентов корреляции (КК), которые затем подвергались анализу методом частных КК третьего порядка с целью выявления значимых корреляционных связей между структурами мозга (Сахно С.А., 1999). Это использовалось для оценки сопряженности двух структур, отражающих изолабильность исследуемых областей мозга, что, как известно, составляет необходимое условие для их взаимодействия (Соколов Е.Н., 1981). В течение каждого опыта велась регистрация частоты дыхания в качестве дополнительной характеристики процесса угашения ориентировочной реакции. В соответствии с этим выделяли в состоянии животного 3 стадии угашения ориентировочного рефлекса. Первая стадия характеризовалась достаточно сильной ориентировочной реакцией животного, беспокойством, поворотом головы в сторону светового раздражителя, учащением дыхания. Средняя частота дыхания колебалась в пределах 47-50 д/мин и никогда не опускалась ниже 40 д/мин. Второй этап угашения ориентировочного рефлекса характеризовался общей успокоенностью поведения животного, расположение в одном месте экспериментальной камеры в горизонтальной позе, редкими поворотами головы в сторону светового раздражителя. Частота дыхания находилась в пределах 40-44 д/мин и в 10% случаев снижалась в этой серии экспериментов до 38 д/мин. Третий этап угашения рефлекса характеризовался полной успокоенностью поведения животного, горизонтальной позой, отсутствием ориентировочной реакции на световой раздражитель, дремотным состоянием. Частота дыхательных движений животного не выходила за пределы 39-41 д/мин, и более, чем в 60% случаев могла снижаться до 25-35 д/мин.
Результаты и их обсуждение. Как показал анализ материала, по стадиям угашения рефлекса характер латенций зрительных вызванных ответов, регистрируемых в исследуемых областях коры и подкорки, не менялся. Не было также выявлено достоверных различий латентных периодов корковых вызванных потенциалов у животных с высокой и низкой тревожностью, за исключением латенций ответов в хвостатом ядре. Они у особей с низкой тревожностью были почти в 1.8 раза больше, чем у животных с высокой тревожностью и составляли в среднем 22.6 мс. Величины значительных латенций зрительных ответов в хвостатом ядре вполне согласуются с известными данными (Соколов Е.Н., 1981), причем, учитывая убедительные морфологические сведения, большие латентные периоды рассматриваются как свидетельство низкой скорости проведения в афферентных таламо-стриарных, а также в афферентных путях, которые идут к стриатуму из коры больших полушарий. Указывается, также что моторная, теменная и зрительная области коры очень тесно связаны прямыми кортико-каудатными связями с головкой хвостатого ядра (Воронин Л.Г., 1964; Суворов Н.Ф., 1988). При этом, проекционные области зрительной коры посылают в головку хвостатого ядра только тонкие волокна, а теменная и моторная кора связаны с хвостатым ядром волокнами как толстого (в большей степени), так и тонкого калибра. Поэтому, длиннолатентные вызванные потенциалы хвостатого ядра на световые раздражения у животных с высокой тревожностью могут быть результатом преимущественного проведения импульсов по тонким волокнам. Оценка тесноты связи каждой из исследуемых областей (зрительная, теменная, соматосенсорная) с хвостатым ядром на этапах угашения ориентировочного рефлекса, а также учитывание степени участия хвостатого ядра во взаимодействии этих 3-х областей показало следующее.
Выявлена высокая доля связей зрительной области с хвостатым ядром на первых двух этапах угашения ориентировочного рефлекса (52.5% и 75%) и резкое падение (до 5%) этих связей на последнем этапе угашения. Достоверных различий взаимосвязей этих структур у особей с высокой и низкой тревожностью не было обнаружено. Аналогичные взаимодействия, хотя и не столь выраженные, складываются между теменной областью и хвостатым ядром. И только лишь для соматосенсорной области показана достаточно высокая теснота связей с хвостатым ядром. Эти взаимодействия на первых двух этапах угашения рефлекса еще более усиливается, когда рефлекс практически отсутствует (в среднем, на 7% для особей с низкой и на 36% с высокой тревожностью).
В обеих группах животных резко снижаются межсистемные взаимодействия в функциональной подсистеме: зрительная кора - хвостатое ядро - соматосенсорная кора. Так, к 3-ему этапу угашения взаимосвязанность этих образований снижается с 23% и 35.8% для особей с низкой тревожностью и с 35% для особей с высокой тревожностью. И, наконец, функциональная подсистема: зрительная кора - теменная кора - хвостатое ядро - соматосенсорная кора, вообще имеющая малый вес на двух первых этапах угашения, демонстрирует еще меньшую взаимосвязанность на 3-ем этапе угашения в обеих группах животных. Это говорит о том, что на последнем этапе адаптации животных к экспериментальной обстановке, когда ориентировочный рефлекс угашен и животное находится в состоянии релаксированного бодрствования с фрагментами дремоты, резко снижается участие хвостатого ядра в реорганизации межсистемных взаимодействий исследуемых 3 корковых областей. Особенно это характерно для зрительно-соматосенсорных взаимодействий за исключением тесных связей хвостатого ядра с соматосенсорной областью, что наиболее выражено для особей с высокой тревожностью.
Заключение. Хвостатое ядро связано с процессами саморегуляции межсистемных взаимодействий, в которые вовлекаются области соматосенсорной, зрительной, теменной ассоциативной коры для инициирования процессов адаптивного поведения животного. Выявленная важная роль хвостатого ядра в реорганизации зрительного входа в сенсомоторные области коры позволяет предположить, что это подкорковая структура, как одна из существенных составляющих функциональной системы, осуществляет тормозный контроль, реализация которого наиболее выражена (по тесноте связей и по скорости проведения импульсов) у животных с высокой тревожностью, что, по-видимому, необходимо этим особям для адекватного контролирования двигательных компонентов ориентировочного реагирования при снижении ситуативных проявлений тревожности в процессе адаптации.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |