Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Особенности развития высших психических функций и межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи при перинатальной патологии цнс
Старший дошкольный возраст - один из самых сложных и интересных периодов развития ребенка. Этому возрасту посвящено большое количество психологических работ, исследований. Однако, в исследованиях особенностей психического развития детей преимущественно речь идет о неврологически здоровых детях, и значительно меньше данных и обобщений, когда речь идет о детях с отдаленными последствиями перинатальной патологии ЦНС гипоксически-ишемического генеза.
Материалы и методы. Комплексное психологическое обследование было проведено у детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи при отдаленных последствиях перинатальной патологии ЦНС. Всего было обследовано 37 детей, из них 26 мальчиков и 11 девочек. В ходе исследования по результатам психологической диагностики было выделено две группы детей - со средним уровнем развития логического мышления и низким уровнем развития логического мышления. Психологическое обследование включало оценку уровня развития высших психических функций детей, особенности внутрисемейных отношений. Для определения уровня развития высших психических функций, в том числе таких как способность к логическому мышлению, сформированность произвольного внимания, кратковременная зрительная и слуховая память, применялись стандартизированные психологические методики. Для обработки результатов использовался статистический критерий c2 (хи-квадрат) Пирсона.
Результаты исследования. Результаты психологического обследования детей с речевыми нарушениями в результате перинатальной патологии ЦНС гипоксически-ишемического генеза показали, что дети, обладающие средним уровнем развития логического мышления, имеют более высокий уровень развития кратковременной зрительной (c2=64, 376, p=0, L=.01) и слуховой (c2=28.446, p=0.012, L=0.05) памяти. Также они отличаются более низкими показателями замкнутости, трудности в социальных контактах (c2=22.788, p=.029, L=.05), у них реже наблюдаются конфликты в семье (c2=30, 955, p=.006, L=.01). У детей со средним уровнем развития мыслительной деятельности реже наблюдается как завышенная самооценка (c2= 72.268, p=0, L=.01), так и удовлетворенность своими отношениями с матерью (c2=41.926, p=0, L=.01), хотя они чаще оценивают свою мать положительными характеристиками (c2=30.033, p=.005, L=.01). Также они чаще, чем дети с низким уровнем развития логического мышления, оценивают положительно свое здоровье (c2=62.181, p=0, L=.01).
Заключение. Таким образом, в результате исследования было выявлено, что дети с общим недоразвитием речи в результате перинатальной патологии ЦНС, обладающие средним уровнем развития логического мышления, имеют не только более высокий, чем дети с низким уровнем развития логического мышления, уровень развития кратковременной слуховой и зрительной памяти, но и характеризуются более высокой степенью социальной адаптированности, проявляющейся в меньшей застенчивости, в легкости установления социальных контактов, более адекватной самооценке, положительной оценке своего здоровья. Характерно, что у детей данного контингента реже выявляются конфликты в семье, они в большей степени удовлетворены отношениями с матерью, чем дети, обладающие низким уровнем развития логического мышления.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |