Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Особенности психического состояния профессионалов при использовании компьютеризированных средств труда
Широкое внедрение компьютеров во все сферы человеческой деятельности привлекает внимание различных специалистов. Одним из вопросов, интересующих психологов, является вопрос о влияния работы за компьютером на состояние профессионала. Состояние человека в психологической науке рассматривается как «качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности» (Леонова, 2000). Состояние человека является сложной системной реакцией индивида и его можно описать на разных уровнях анализа целостной регуляции деятельности: физиологическом, психологическом, поведенческом и деятельностном. Наиболее изучаемые в психологии состояния это – физиологические, функциональные, эмоциональные, психическое состояния и состояние релаксации. Леонова А.Б. (там же) дает следующее определение понятию психического состояния. Психическое состояние это - «обобщающая психологическая характеристика, в которой в интегрированном виде представлено отражение внешних условий и внутренних регуляторов деятельности, актуализируемых в процессе решения поведенческих задач в наличной ситуации и направляемых мотивационно-потребностными и личностными установками субъекта». В зрительно-напряженных видах деятельности, таких, например, как деятельность инженеров-конструкторов, наиболее информационным для оценки деятельности физиологических систем, является исследование изменения уровня работы зрительной системы. Установленным фактом, выявленным офтальмологами, являются расстройства зрения у пользователей компьютерами. Они проявляются первоначально повышенным зрительным утомлением, а затем – рядом функциональных нарушений, сопровождающихся неприятными ощущениями в области глаз. Это - резь, чувство «песка» в глазах, жжение, покраснение глаз, двоение изображения, затуманивание зрения, чувство тяжести, общий дискомфорт, головные боли, слабость и головокружение. Все эти нарушения объединяются термином «астенопия». Влияние работы за компьютером на зрительную систему зависит от многих факторов. Например, от возраста пользователя, его рефракции (эмметропической, не требующей коррекции, миопической (близорукость), гиперметропической (дальнозоркость)), физиологических показателей зрения, интенсивности длительности работы с монитором и от организации рабочего места (Розенблюм и др., 2001).
По данным психофизиологических исследований при напряженной работе пользователь отмечает утомление в среднем через 4 ч. работы за компьютером. Однако доказано, что объективные изменения физиологических показателей появляются уже после 2 ч. работы за компьютером. Считается, что наибольшую нагрузку на орган зрения дает ввод информации, хотя более сильное общее утомление может вызвать работа в режиме диалога. К диалоговому режиму относится работа с компьютерной графикой, которая есть в инженерно-конструкторской деятельности. Помимо этого негативное влияние на зрение оказывает нерациональная организация рабочего места, неправильное расстояние от глаза до экрана, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения.
При рассмотрении психологического уровня анализа компьютеризированной профессиональной деятельности, акцент часто делается на изучение внешней стороны рабочей нагрузки: повышению умственной нагрузки, неоптимальному диалоговому режиму работы, сбоям работы с компьютером, неудовлетворительным характеристикам дисплея и т.п. При таком подходе основными стрессорами являются внешние погрешности или сбои в работе с компьютером. Внутренние же факторы развития стресса - индивидуальные и личностные качества пользователя – игнорируются. В последнее время психологами все больше внимание уделяется проблеме влияния на личность информационных технологий, изменению мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих профессиональной деятельности, опосредованной взаимодействием с компьютером (Долныкова А.А., Чудова, 2000 и др.).
Известно, что ту или иную профессиональную деятельность человек выбирает, соотнося свои индивидуально-личностные особенности с основными требованиями профессии, что нашло отражение в личностном подходе к выбору профессий (Собчик, 1998). В тоже время, в процессе профессиональной деятельности происходит формирование профессионально-личностных качеств человека. Всеобщая «компьютеризация» привела к тому, что для успешной и наиболее эффективной деятельности профессионалу приходится осваивать компьютерные технологии. В связи с вышесказанным, особый интерес вызывает вопрос: оказывает ли компьютер, как особое средство труда, влияние на формирование специфического психического состояния профессионала?
Наше эмпирическое исследование было посвящено изучению психического состояния инженеров–конструкторов, осуществляющих свою деятельность с помощью компьютерных технологий (средний возраст 38 года). Нами была выдвинута гипотеза: психическое состояние профессиональных конструкторов, осуществляющих деятельность посредством компьютерных технологий, отличается от психического состояния других профессиональных конструкторов. Психическое состояние изучаемых профессиональных конструкторов сравнивалось с состоянием инженеров-конструкторов двух контрольных групп: конструкторами, работающими только за кульманом (55 лет) и конструкторами, работающими часть времени за кульманом, часть - за компьютером (46 лет). Данное исследование было частью комплексной программы, проводимой в проектном институте г.Королева отделением промышленной офтальмоэргономики Института глазных болезней им. Гельмгольца. Состояние зрительной системы профессионалов оценивалось врачами офтальмологами. Ими были получены следующие показатели: вид рефракции - эмметропия, миопия или гипермиопии; наличие/отсутствие пресбиопии.
Психологическое состояние и личностные особенности оценивались с помощью следующих методик: оценки хронического утомления в зрительно-напряженном труде (Леонова А.Б., Шишкина И.А.), личностной и реактивной тревожности (Ч. Спилбергер) и индивидуально-типологического опросника Собчик Л.Н. (ИТО). Были получены следующие показатели: хронического утомления (ХУ), реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ), и показатели ИТО – интроверсии, экставерсии, спонтанности, сензитивности, агрессивности, тревожности, ригидности и лабильности (различное сочетание ИТО показывают разные стили взаимодействия с социальной средой).
Полученные результаты обрабатывались с помощью статистической программы SPSS Windows (версия 10.0). Сравнение состояния зрительной системы профессионалов трех групп показало, что использование компьютера, как основного средства труда, приводит к значительным изменениям в состоянии зрительной системы: в данной группе у большинства конструкторов отмечено раннее развитие миопии. Рассмотрение личностных особенностей показало, что у всей группы профессионалов есть общие психологические черты, находящиеся в зоне акцентуаций характера. Это лабильность (изменчивость настроений, повышенная эмотивность и черты демонстративности) и сензитивность (конформность, черты зависимости).
В каждой группе наблюдались также специфические личностные особенности. У конструкторов, работающих с использованием компьютерных технологий, выявились следующие акцентуированные черты характера: ригидность, интроверсия и лабильность. Сочетание данных черт демонстрирует эгоцентризм, желание быть в центре внимания, индивидуализм (Собчик, 1998). Также оказалось, что, чем больше человек работает за компьютером, тем меньше он стремится к социальным контактам (усиливается фактор интроверсии), и, становится менее чувствительным к состоянию социальной среды (снижается сензитивность), уменьшается влияние эмоционального компонента в деятельности. Вместе с тем, в этой группе, вероятность проявления стеничности (агрессивности) с увеличением стажа снижается, что, скорее всего, является проявлением вовлеченности конструкторов в компьютеризированную работу. Следует заметить, что в данной группе «компьютерный» стаж работы оказывает наибольшее, по сравнению с другими двумя группами, влияние на психическое состояние профессионалов.
Группа конструкторов, работающих за кульманом, отличается повышенными показателями хронического утомления, низкими показателями тревожности, спонтанности и лабильности. Акцентуированными чертами у конструкторов этой группы стали: интроверсия, сензитивность и лабильность. Изменения в состоянии зрительной системы не выходят за рамки возрастных. В группе конструкторов, использующих разные средства труда, отмечается самый высокий уровень реактивной и личностной тревожности, а также лабильности и сензитивности. В тоже время показатели хронического утомления у них низкие. Общими акцентуированными чертами стали: экстраверсия, интроверсия, сензитивность, тревожность и лабильность. Наличие данных черт характера и их сочетание указывают на конформный, зависимый и компромиссный стиль взаимодействия (Собчик, 1998). Специфических изменений в состоянии зрительной системы у данных профессионалов нет.
Выводы. Использование компьютеризированных средств труда приводит к раннему развитию миопии, появлению специфических психических состояний и формированию своеобразных личностных качеств: развивается индивидуализм, эгоцентризм, но уменьшается сензитивность, эмоциональность и проявление стеничности. Исследование было выполнено при поддержке гранта РФФИ № 02-06-80189
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |