салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»

Психологические факторы и специфика развития стресса у преподавателей иностранного языка высшей и средней школы

С.Б.Величковская Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

В современных прикладных исследованиях стресса доминирующим является комплексный подход к объяснению особенностей взаимодействия личности работающего и его профессионального окружения. Исходной посылкой этого подхода является комплексное рассмотрение факторов производственной ситуации и актуализируемых внутренних ресурсов человека, несоответствие которых ведет к формированию различных негативных проявлений стресса (Cooper, 2000). Наличие дисбаланса в системе «личность – профессиональная среда» определяет широкий спектр негативных проявлений стресса, включающих как различные характеристики сниженной эффективности труда (низкая производительность, ошибки по вине «человеческого фактора», неадекватные формы поведения), так и нарушения физического и психического здоровья профессионалов (психосоматические заболевания, невротические расстройства, профессиональные и личностные деформации) (Cox, Mackay, 1981). Исследования такого рода, проводимые на различных профессиональных контингентах, имеют большое значение для прикладной психологической работы, поскольку они создают научную основу целенаправленных оптимизационных и коррекционных мероприятий (Quick et al, 1998). Традиционно в число профессий, представители которых наиболее подвержены стрессу на рабочем месте, входит педагогическая деятельность. Преподаватели иностранного языка, обладая уникальными знаниями и умениями, сталкиваются в условиях школы и ВУЗа с целым рядом проблем личностного и профессионального характера, которые требуют тщательного изучения и решения.Методика. В проведенном нами эмпирическом исследовании участвовали 70 учителей иностранного языка средней школы и преподавателей инстранного языка высшей школы в возрасте от 19 до 79 лет. Был использован ряд методик, позволяющих диагносцировать функциональное состояние и определить уровень переживаний и причины стресса. Выявление субъективно стрессогенных факторов, а также определения общего уровня стресса стало возможным благодаря применению методики «Опросник трудового стресса» (адаптированная русскоязычная версия теста JSS Ч. Спилбергера). Для исследования динамики работоспособности у представителей данной профессии был подготовлен опросник «Дифференцированная оценка работоспособности» (модифицированная и адаптированная для русскоязычной популяции версия теста BMSII П. Рихтера, традиционно используемая для оценки тяжести труда в разных видах трудовой деятельности). Результаты и обсуждение. Полученные данные позволили далее дифференцировать виды состояний сниженной работоспособности в различных группах преподавателей иностранного языка и провести анализ специфики данной профессиональной деятельности по сравнению с другими профессиями, представители которых подвержены выраженному стрессу на рабочем месте. Так у работников вспомогательных служб и технического персонала наиболее высокие оценки наблюдаются по индексам утомления и монотонии, у менеджеров доминируют оценки переживаний стресса, тогда как у преподавателей профиль наиболее сбалансирован. При сравнении групп преподавателей средней и высшей школы были выявлены систематические различия факторов, оцениваемых как стрессогенные. У преподавателей средней школы чаще других проявляются такие источники стресса как отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха, чрезмерная нагрузка по работе с документацией, необходимость преодолевать кризисные ситуации и др., тогда как преподаватели ВУЗа называют, в первую очередь, несправедливость в оплате труда, необходимость пользоваться плохим оборудованием, наличие шума и других помех в рабочих помещениях.

В целом, группа школьных учителей подвержена более частому проявлению стресса, однако для преподавателей высшей школы характерно более глубокое его переживание. В результате исследования нами были обнаружены индивидуальные различия в субъективных представлениях об основных источниках стресса у специалистов, работающих в одной организации, что позволило бы в дальнейшем проводить индивидуальные коррекционные мероприятия.

разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу