Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Профессиональный стресс на начальном этапе организационных изменений
Одним из наиболее активно развивающихся направлений в прикладных исследованиях стресса является его изучение в контексте профессиональной деятельности человека. С этих позиций стресс понимается как результат дисбаланса между наличными внутренними ресурсами работающего человека и требованиями внешней среды, воплощенными в особенностях конкретной трудовой ситуации. Несмотря на большое количество эмпирических исследований профессионального стресса, в них мало внимания уделяется изучению влияния таких важнейших факторов, влияющих на трудовую деятельность, как динамичность социо-технической среды и внедрение организационных изменений. Вместе с тем, постоянная включенность персонала организаций в инновационные процессы является отличительной чертой современной профессиональной жизни, что особенно выражено в условиях перехода к новым формам социальной и экономической активности на данном этапе развития российского общества. Это подчеркивает необходимость проведения систематических исследований профессионального стресса, возникающего у различных контингентов служащих в процессе кардинальных организационных трансформаций.
Организационные изменения во многих случаях приводят к появлению рассогласования между характеристиками новой трудовой ситуации и привычной деятельностью профессионала, что в свою очередь детерминирует возникновение выраженных стрессовых состояний. Новая трудовая ситуация, складывающаяся в организации, требует от персонала дополнительных усилий по адаптации к измененной организационной среде, что может закончиться как повышением профессионализма и успешности труда, так и дезорганизацией деятельности и ухудшением здоровья работающих. В том случае, если негативные проявления профессионального стресса у работников становятся слишком выраженным, то эффективность организационных изменений в целом может существенно понижаться. В связи с этим представляется особенно важным на примере конкретных эмпирических исследований показать, какие факторы трудовой ситуации играют решающую роль в возникновении профессионального стресса на разных этапах организационных изменений, чем определяется динамика и возникновении разных форм стрессовых состояний, а также как это отражается на функциональном состоянии лиц, работающих в организации.
В нашем исследовании, проведенном на контингенте преподавателей одного из известных педагогических училищ на начальном этапе серьезных организационных изменений (получение училищем статуса колледжа), была предпринята попытка получения ответов на ряд из поставленных вопросов. В исследовании приняли участие 33 постоянно работающих в данной организации преподавателя, обследованных по комплексной программе психологического тестирования. С помощью специализированных методик оценивались субъективное отношение педагогов к происходящим организационным изменениям, степень осознанности и удовлетворенности ими, личностная включенность в инновационный процесс, основные характеристики эмоционально-мотивационной сферы, а также субъективные оценки текущего функционального состояния. Анализ этих полученных оценок и взаимосвязей между ними позволил сделать следующие выводы: 1) Уровень удовлетворенности организационными изменениями на начальном этапе их проведения влияет как на функциональное состояние сотрудников, так и на их отношение к характеристикам трудовой ситуации (и к уже измененным, и к не изменившимся). Педагоги с высоким уровнем удовлетворенности реорганизацией училища дают более высокие оценки своего самочувствия с акцентом на позитивные эмоциональные переживания и в продуктивном плане характеризуют содержание труда по сравнению с лицами, неудовлетворенными происходящим. Можно предположить, что низкая степень удовлетворенности является одним из основных факторов, задающих негативную динамику развития профессионального стресса. 2) Влияние демографических характеристик (таких как пол и возраст) на уровень выраженности профессионального стресса также опосредуется личностным отношением педагогов к нововведениям. У сотрудников, наиболее четко выразивших свое негативное отношение к реорганизации училища (к ним относятся главным образом педагоги-мужчины и преподаватели младшей возрастной группы), обнаружены сниженные оценки текущего функционального состояния, что противоречит известным демографическим нормам и социокультурным оценочным суждениям. 3) На начальном этапе организационных изменений направленность и методы реализации инновационной политики становятся ключевым фактором, определяющим отношение сотрудников к трудовой ситуации в целом. Если в обычных условиях развитие профессионального стресса у преподавателей обусловлено различными содержательными характеристиками труда, то в условиях реорганизации главным становится индивидуальная приемлемость и оценка перспектив развития организации.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |