Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Разработка программ психопрофилактики профессионального стресса на базе анализа психологических ресурсов саморегуляции состояния
В.В.Барабанщикова, А.С.Кузнецова Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Практика применения методов психологической саморегуляции (ПСР) с целью психопрофилактики профессионального стресса и иных видов неблагоприятных функциональных состояний (ФС) выявила высокую эффективность и целесообразность использования данных методов. Более чем тридцатилетняя история внедрения программ ПСР подтверждает, что специально организованные тренинги по обучению ПСР успешно решают задачу формирования целенаправленного навыка саморегуляции состояния (Леонова, Кузнецова, 1993; De Keyser, Leonova, 2001). Как следствие, существенно расширяется спектр возможностей профессионала по управлению текущим состоянием в различных целях, в том числе для купирования симптомов стрессовых состояний и изменения общего вектора динамики ФС. Бесспорно, навык саморегуляции посредством активизации внутренних ресурсов приводит не только к улучшению здоровья самих профессионалов, но и к повышению эффективности деятельности организации: забота о персонале в «дальновидных» организациях в последние годы перестала быть излишней и неоправданной роскошью, и превратилась в осознанную и реализуемую необходимость.
Разработано значительное количество прикладных обучающих программ ПСР, базирующихся на разных методах. Анализ публикаций показывает, что данные эмпирических исследований подтверждают эффект оптимизации ФС вне зависимости от типа применяемой программы ПСР. Таким образом, бесспорен факт общей полезности тренингов ПСР. Вместе с тем, остается открытым вопрос о повышении эффективности обучения ПСР путем подбора, разработки или адаптации методик и программ «прицельного действия»: максимально эффективных для определенных контингентов обучающихся. С нашей точки зрения, базисный уровень решения задачи повышения эффективности тренингов ПСР в трудовой деятельности задан профессионально-прикладной спецификой. Особенности деятельности предопределяют причины развития неблагоприятного ФС (например, хорошо известный перечень потенциальных стрессоров в деятельности менеджеров (Cooper, Payne, 1988)) и вызывают сбои в работе регуляторных механизмов тех систем организма, которые обеспечивают выполнение конкретных профессиональных задач. Поэтому целесообразно разрабатывать прикладные программы ПСР, направленные на тренировку навыков поддержания/восстановления задействованных в деятельности систем. В серии проведенных нами исследований были получены данные о разноуровневых эффектах оптимизации ФС при применении методик ПСР для разных по типу трудовой деятельности профессионалов (Кузнецова, 1993).
Следующий уровень дифференциации тренинговых программ ПСР по эффективности связан с учетом индивидуальности занимающихся. Одним из вариантов решения проблемы индивидуальности в рамках применения ПСР становится предположение, что индивидуальные особенности разных людей делают их более восприимчивыми к тому или иному методу саморегуляции. В фокусе внимания данного исследования лежит разработка этой проблемы. Работа посвящена роли индивидуальных различий в доминировании сенсорной модальности образа в эффективности применения различных методов ПСР. Актуальность выбранной темы обосновывается полным отсутствием серьезных научных данных по этому вопросу и требованиями практики в повышении эффективности производимых процедур ПСР. Целью данного исследования явилось выявление и анализ характера зависимости эффективности процедур ПСР (в вариантах методик нервно-мышечной релаксации (НМР) и сенсорной репродукции (СР)) от доминирующей сенсорной модальности в представлении образа испытуемыми. В процессе исследования решались следующие задачи: (1) определить тип и выраженность доминирующей сенсорной модальности у всей выборки испытуемых; (2) сформировать группы по критерию яркости представления образов той или иной модальности; (3) определить эффект воздействия различных релаксационных процедур на ФС испытуемых с той или иной доминирующей модальностью.
Предполагалось, что испытуемые с доминированием различных сенсорных модальностей поддаются воздействию разных процедур ПСР за счет специфики релаксационных приемов, предлагаемых испытуемым в процессе каждого сеанса. Оба представленных метода ПСР содержат специфические формулировки, обращающиеся к разным областям образной сферы человека. Формулировки НМР в основном обращены на формирование у испытуемого релаксационного образа кинестетической модальности. Формулировки СР ориентированы главным образом на зрительное представление картины отдыха. Испытуемые, ярче представляющие себе визуальные образы благодаря своей доминирующей модальности, будут лучше воспринимать и, следовательно, поддаваться воздействию методики СР, формулировки которой предполагают формирование релаксационного образа зрительной модальности. А испытуемые, ярче представляющие себе кинестетические образы благодаря своей доминирующей модальности, будут лучше воспринимать и, следовательно, поддаваться воздействию методики НМР, формулировки которой предполагают формирование релаксационного образа кинестетической модальности.
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты вечернего отделения факультета психологии МГОПУ (45 человек, возраст – 19-28 лет; 3 мужчин и 42 женщины). Обоснование выбора данного контингента для представленной работы связано с тем, что студенты являются постоянной группой риска развития стрессовых состояний. Интенсификация учебной деятельности, ритма жизни, объемы учебной нагрузки приводят к появлению у большей части студентов симптомов неблагоприятных ФС. Оценка динамики показателей ФС проводилась при помощи двух диагностических замеров: после окончания учебного дня и после сеансов ПСР (проведенных сразу по окончании учебного дня). После первого замера испытуемым была предоставлена подробная информация о том, какие формы сеансов ПСР им будут предложены. Сеансы ПСР проводились так, что во время тренингов представители визуальной и кинестетической групп были смешаны. Сами студенты не знали о том, к какой именно группе принадлежат, и представители обеих групп одновременно занимались сначала НМР, а через неделю СР.
Выделение типов визуальной или кинестетической направленности осуществлялось с помощью: опросника «Образная сфера» Гостева, качественного анализа сочинений испытуемых, фиксированного наблюдения. Согласно методике «Образная сфера» испытуемые должны были представить заданный образ (кинестетической либо зрительной модальности) и оценить степень яркости этого представления. Полученные данные соотносились с качественным анализом сочинений: выбирались слова и сочетания слов, относящиеся к визуальной либо к кинестетической сфере. На основании предположения о том, что люди воспринимают и интерпретируют информацию на основе доминирующей у них сенсорной модальности, можно ожидать, что упомянутая модальность отражается в речи испытуемых (в том числе письменной). Методика фиксированного наблюдения осуществлялась с помощью разработанной на базе психотерапевтической практики программы, основанной на глазодвигательных паттернах (следует особо отметить, что данная методика не имеет строгого теоретического обоснования, однако подкреплена большим эмпирическим материалом). Для сравнительного анализа были выбраны группы показателей субъективной оценки ФС (получены при помощи методик САН и шкалы реактивной тревожности Спилбергера-Ханина), физиологические показатели (артериальное давление и частота сердечных сокращений), и показатели результативности деятельности (точность и продуктивность корректурной пробы, использованной в качестве нагрузочного теста, моделирующего типичный для студенческой выборки вариант задания по переработке больших объемов печатной информации).
Анализ полученных данных выявил четкую зависимость эффективности используемых методов ПСР от преобладающей сенсорной модальности образной сферы. Результаты многоступенчатого статистического анализа, включающего сравнительный анализ данных, факторный анализ и построение корреляционных плеяд (обработка данных осуществлялась в статистическом пакете «SPSS», версия 9.0.), показали, что НМР сильнее отразилась на состоянии испытуемых кинестетической группы, что выявилось в улучшении значений выбранных диагностических показателей в рамках одного и того же наличного состояния. Эффект СР ярче выражен в результатах испытуемых визуальной группы, что отразилось в смене наличного ФС данных испытуемых. Причем новоприобретенное состояние находится в пределах, близких к оптимальным. Испытуемые с преобладающей кинестетической модальностью благодаря ориентации на ощущения своего тела дифференцированнее представляют себя самого и, как следствие, имеют более четкую и дифференцированную самооценку состояния. У ориентированных на внешний мир представителей с преобладанием зрительной модальности меньше развито отражение собственных внутренних переживаний, что служит основой для несколько нечеткой, смутной оценки состояния. Проделанная работа позволила сделать так же еще один вывод: доминирование у испытуемого той или иной сенсорной модальности (визуальной либо кинестетической) не является «абсолютным» доминированием: оно присутствует только на самом первом этапе конструирования интегративного образа своего состояния.
Представленная работа позволяет сделать шаг в направлении изучения индивидуальных особенностей обучающихся ПСР, и дать конкретные практические рекомендации по «целевому» направлению адаптации программ ПСР к индивидуальности занимающихся. Учитывая особенности образной сферы испытуемых, можно разработать более эффективную программу обучения, если сделать упор на те приемы ПСР, которые лучше всего воспринимаются испытуемым.