Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
«Реальность» сновидений и виртуальная реальность
Любая реальность может быть истолкована несколькими равноценными способами – как реально существующее, как виртуальная реальность, как сновидения, как фантазия, как произведение «космического» искусства и т.д. [1]. В последние годы развитие информационных технологий и углубление психофизиологических знаний о механизмах восприятия человеком окружающего мира позволили создать новое качество восприятия и переживаний, осознаваемых как виртуальные реальности. В литературе они получили название "виртуальной реальности" (ВР), "мнимой реальности" и т.д. Эффект ВР состоит в том, что человек либо попадает в мир, весьма похожий на настоящий или предварительно задуманный, сценированный программистами, либо получает новые возможности в сфере мышления и поведения [2]. Человек и раньше мог попасть в мир ВР - например, погружаясь в созерцание картины, кинофильма или просто увлеченно поглощая книгу. Однако, в подобных случаях интеллектуальная активность человека была ограничена его позицией зрителя (читателя, слушателя), сам он не мог включиться в действие как активный персонаж. Совершенно иные возможности предоставляют ВР-системы: самому включиться в действие, причем часто не только в условных пространстве и мире, но и как бы во вполне реальных, во всяком случае с точки зрения восприятия человека [3-6]. Исследование ВР включает ряд направлений, среди которых важное положение занимает область виртуальной нейропсихологии. Одним из объектов рассмотрения психики, как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу реальностей, является ВР сновиденческих образов.
Моделью систем ВР-осознанных сновидений может служить совокупность психологического феномена, проявляющегося в индивидуальных особенностях отражения окружающего мира в субъективных понятиях, с развитой системой виртуального пространства и перемещающихся в нем реалистических объектов. Именно данная модель обеспечивает: полное погружение в ВР-реальность; кинестетическое, интуитивное изменение точки зрения наблюдателя; выполнение прямых манипуляций с синтезированной в сновидении системой в виртуальном трехмерном пространстве с объемным звуком.
Как указывает Ж. Пиаже [7], в то время как восприятие – это знание, приобретаемое нами об объектах в результате прямого и непосредственного контакта с ними, интеллектуальная деятельность – знание, возникающее лишь в процессе взаимодействия субъекта с объектами, когда возникают некие пространственно-временные расхождения между субъективными образами и вызывающими их реальными объектами. Таким образом, мозг человека во время ВР сновидений, обладает способностью выполнять интеллектуальные задания. Виртуальный сновидческий интеллект является универсальным средством решения широкого круга неформализованных (или слабоформализованных) заданий, для которых отсутствуют стандартные методы анализа. Тогда как принятие решений в реальной обстановке требует больших массивов плохо структурированной информации, собранной разными методами и из разных источников. На данный момент нами предпринимаются попытки решения интеллектуальных задач с помощью ВР осознанных сновидений. Программирование ВР-осознанных сновидений осуществляется методом нейролингвистического программирования (НЛП), а общение сновидца с исследователем - сенсорной стимуляцией, путем кодированных движений глаз или движениями кисти – азбукой Морзе. Было проведено исследование характера сна и поведения в нем, при дополнительном влиянии на сновидца стимулов тактильных ощущений с помощью специальных костюмов и перчаток.
Также ведется работа по изучению использования данного виртуального интеллекта на нейрофизиологический механизм функциональной межполушарной асимметрии, т.е. выявляются положительные и отрицательные стороны, связанные с латерализацией когнитивных психических функций. Не может ли использование ВР осознанных сновидений для процессов научения повлиять на стиль мышления человека?
Однако, мы отдаем себе отчет, что «игры» с аппаратной виртуальной реальностью могут быть опасны из-за того, что при создании мнимых, ложных объектов, похожих на подлинные, возникает серьезная опасность перегрузки индивида информацией (степень объективной реальности которой сама по себе является проблематичной) и замены объективной реальности на сновиденческую или их «невероятной» комбинации. Подобные явления могут наблюдаться в некоторых случаях у совершенно нормальных людей. Так. особенно яркие и эксцентричные сновидения, врывающиеся в бодрствование, возникают у космонавтов при длительных космических полетах [8], а также при сенсорной депривации. Возможно поэтому, как защитный механизм, сразу же после пробуждения включаются процессы забывания сновидений.
Погоня за виртуальным воплощением грез и мечтаний человека и человечества в условиях бурного развития новых информационных технологий может привести к неадекватности восприятия и интерпретации реальных и виртуальных фактов, чувственной и рациональной дезориентации. В результате наша жизнь может превратиться в "программный номер иллюзиониста" (разработчика ВР), на порядочность которого, как показывает исторический опыт, не всегда можно рассчитывать.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |