салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»

Агрессивное поведение у тувинцев – его детерминанты и перспективы превенции

М.Г.Чухрова, В.И.Хаснулин, В.В.Лещинская, А.С.Хунан-оол, Гуляева О.М., Т.Л.Ударцева, А.С. Хунан НИИ терапии. НИИ ИКЭМ, НИИ Клиника ИКИ СО РАМН, Новосибирск, Республиканский центр восстановительного лечения для детей, Тува, Кызыл, Россия

Агрессивное поведение относится к числу наиболее часто встречающихся сложных форм поведения. Его широкое распространение у разных видов животных связано с тем, что оно играет значительную роль в адаптации к условиям внешней среды. Поскольку определенный уровень агрессивности способствует выживанию, эта форма поведения является эволюционно значимой. Агрессия имеет место в природе и модулирует успех особи в выживании и в передаче генетического материала. Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют, что за внешними проявлениями разных видов агрессивного поведения скрывается большое разнообразие нейрохимических, гормональных и психологических механизмов. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о существенной роли наследственно детерминированных особенностей поведения человека. В последние годы в Туве наблюдается небывалый рост преступности и увеличение количества особо опасных преступлений, связанных с насилием над личностью. По уровню преступности Тува занимает второе место в России после Чечни. Нашими исследованиями (Чухрова М.Г. и др., 1992-2002; Хунан-оол А.С. и др., 1994-2002 и др.) был показан удельный вес преступности, связанный с аддиктивным поведением (алкоголизмом и наркоманиями) в Туве, показаны этнокультуральные и региональные особенности аддиктивной и другой психиатрической патологии у коренных жителей и выявлены ассоциативные связи с этногенезом тувинской нации. Показано, что систематически употребляют алкоголь до 80% взрослого населения Тувы, среди подростков до 14 лет уровень потребления алкоголя достигает 30%. В Республике наблюдаются явления депопуляции, разгул преступности и деградация населения. Связана ли высокая преступность с тотальной алкоголизацией нации, или высокая агрессивность является этнической особенностью, возможна ли превенция – данное исследование предполагает ответить на этот вопрос. Основная цель исследования - изучение детерминант агрессивного поведения (этнокультуральные, индивидуально-психологические и социально-детерминированные аспекты агрессивности, а также патофизиологические механизмы формирования и закрепления агрессивного поведения в онтогенезе), что позволит увидеть пути воздействия на эти механизмы.. Агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия, поэтому необходимо знание социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. В связи с этим проведено изучение социоонтогенетической детерминации агрессивности путем исследования процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности.

Методы исследования: 1) Психологические – психологическое интервью тувинцев разных возрастных групп, наблюдение за детьми в детских дошкольных учреждениях, беседа с их родителями. Применение психологического анкетирования: индивидуально-личностные опросники (Айзенка, Кэттела, ММР1), тесты на агрессивность (Басса и Дарки, Спилбергера, американский тест, тесты на агрессивность для детей и подростков), тесты на тревожность (Тейлор, Спилбергера), локус контроля, тест на алекситимию. Рисуночные тесты: рисунок несуществующего животного, дерево, дом, человек и другие. 2) Патофизиологические исследования – изучение межполушарной асимметрии мозга общепринятыми методами (Леутин, Николаева, 1988). 3) Наркологические исследования – скрининг на алкоголизм у взрослых (тест CAGE), специально разработанная анкета по изучению употребления подростками табака, алкоголя, наркотиков (Чухрова и др., 1998), наркологическое интервью. Объектом настоящего исследования является популяция коренных жителей Тувы – тувинцев - разных возрастных групп – от детей детских дошкольных учреждений до взрослых. В каждой группе обследовано не менее 100 человек.

В результате психологических исследований были выделены в каждой возрастной группе две подгруппы – агрессивных и неагрессивных лиц и проведено статистическое сравнение параметров межполушарной асимметрии. Статистически достоверно выявлена у агрессивных лиц высокая функциональная активность правого полушария и сниженная функциональная активность левого полушария головного мозга. Именно в группах с высокой функциональной активностью правого полушария и низкой функциональной активностью левого полушария были выявлены наиболее высокие показатели психоэмоционального напряжения, тревожности, наименьшая степень усиления тормозных процессов, снижение уровня контроля, высокие показатели фрустрации, снижение умственной работоспособности и выносливости, снижение индекса социальной адаптированности. Напротив, у лиц с высокой функциональной активностью правого полушария и не сниженной функциональной активностью левого полушария наблюдались удовлетворительные показатели тревожности и эмоционального напряжения, высокий уровень контроля, низкий уровень фрустрации, высокая умственная работоспособность и высокие показатели социальной адаптированности. Анализ только этих данных позволяет сделать вывод о ведущей роли левого полушария в механизмах проявлениях агрессивности. Высокий уровень контроля, осуществляемый левым полушарием мозга, позволяет купировать любые осознанные и подсознательные проявления агрессивности.

Показатели агрессивности были выше у часто алкоголизировавшихся лиц. Это связано со специфическим действием алкоголя, угнетающим левое полушарие мозга и снижающим уровень контроля. При анализе агрессивности детей и их родителей были выявлены высокие показатели корреляции, что подтверждает генетическую природу агрессивности, не исключая роли социального научения.

Проведенное исследование не оставило сомнения в том, что причиной психоэмоционального напряжения тувинцев и проявляемой ими агрессивности является социальный стресс и явления аккультуризации, который наиболее отчетливо проявляются у тувинцев, переехавших в город из сельской местности и привычной среды обитания недавно. Как показывают исследования адаптации у малочисленных народностей в процессе аккультуризации, их эколого-генетический адаптивный тип обладает малым диапазоном приспособляемости и небольшой жизнеспособностью в измененных климато-географических, а главное, социальных условиях. В данном случае агрессивность, проявляемая вовне и ставшая обычной среди тувинцев, является деструктивной и разрушающей нацию. Этому способствуют этнические стереотипы, не осуждающие брутальное поведение, которое рассматривается как признак доблести и отваги.

Что касается превентивных мер в отношении агрессивного поведения, то с точки зрения нейрофизиологии – это активация работы левого полушария мозга. В практическом смысле – это первичные, вторичные и третичные меры, как в любых профилактических мероприятиях. Первичный раздел профилактики в Туве может осуществиться только через духовное возрождение народа, этническое оживление; это может быть движение в сторону развития и реализации духовных потенций народа, в сторону формирования этнической гордости, осознания этнических интересов; это движение в сторону формирования менталитета, предполагающего самодостаточность тувинской культуры. Естественно, что это работа для левого полушария мозга, активация его деятельности. Вторичная профилактика агрессивности у тувинцев состоит в выявлении групп населения с наиболее высокими показателями агрессивности, и злоупотребляющих алкоголем; максимально раннем, полном и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применении системы воспитательного воздействия в коллективе и семье.

Ведущими направлениями вторичной профилактики агрессивности в группах риска у детей и подростков будут следующие: 1) гармонизация режима учебы и отдыха; 2) психологическая коррекция привычек и навыков поведения; 3) перестройка системы личностных оценок; 4) усиление внимания и конструктивной помощи; 5) улучшение психологической атмосферы в семье; 6) перестройка ролевых отношений в детском микроколлективе; 7) поиск продуктивного и доступного пути самоутверждения подростка. Третичная профилактика агрессивности связана с противорецидивными и социальными коррегирующими мероприятиями.

Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу