Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Музыка: анксиолитический или стрессорный фактор для женщин-музыкантов в течение менструального цикла
Известно, что музыка является одним из эффективных антидеперссорных, анксиолитических средств воздействия на слушателя. С другой стороны музыка же может быть достаточно мощным психоэмоциональным фактором напряжения для музыкантов исполнителей. Ситуация, охарактеризованная как «сценическое волнение» часто приводит к дезадаптационному синдрому. Известно также, что адаптационные способности женщин в различные фазы менструального цикла неодинаковы(1.2) и соответственно, восприятие музыки, как информационного фактора, мотивирующего когнитивную деятельность тоже должно быть не равнозначно. Однако до сих пор не изучен вопрос, в каких случаях адаптация к музыкальной деятельности происходит наиболее успешно и при каких условиях профессиональное занятие музыкой имеет положительный прогноз для женщины. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей психофизиологических характеристик (параметров электроэнцефалографического нейрокартирования, тактильной и слуховой чувствительности, частоты сердечных сокращений, артериального давления) в течение эстрального цикла женщин – музыкантов различного уровня профессионального мастерства.
МЕТОДИКА. Нами обследовано 89 человек в возрасте от 15 до 40 лет , составивших две группы: 1 –«немузыканты» (т.е. лица, не имеющих опыта академических занятий музыкой в течение более чем половины жизни) и 2 – музыканты различных специальностей. Все испытуемые обследовались каждый второй день в течение эстрального цикла. Студенты имели экспертные оценки от экспертов из числа преподавателей консерватории по различным параметрам музыкальных способностей, согласно классификации Б.М. Теплова. У каждого обследуемого в течение 10-15 мин. регистрировали ЭЭГ на компьютерных энцефалографах "Нейроскоп" фирмы "Биола" и «Мицар» (С.Петербург) по классической схеме 10-20 в состояниях покоя и при предъявлении различных функциональных нагрузок: открывание глаз, логическая задача, гипервентиляция, движение пальцев рук, перцепция музыкальных фрагментов различного характера Одновременно измерялись параметры психомоторной, слуховой и тактильной чувствительности. Программы ввода, первичной обработки ЭЭГ, а также программы последующей обработки (быстрые спектры Уолша и Фурье, кластерный, факторный, множественный регрессионный анализ и табличный редакторы и др.) написаны профессором А.Н. Лебедевым.(3) . В процедуру обследования входило психологическое тестирование (тест невербальной креативности Торренса,[4] тест формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова (1997)[5] и заполнение анкет, содержащих вопросы, касающиеся интенсивности, длительности и успешности занятий музыкой, мотиваций, количества родных и близких, имеющих музыкальное образование и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты исследования показали, что параметры электроэнцефалограммы, связанные с правой лобной и окципитальной областями коры головного мозга, имели наибольший статистический вес в предикторах музыкальных способностей, т.е. в параметрах, прогнозирующих склонность к музыкальной деятельности (6). Анализ средних величин предикторов музыкальных способностей по группам музыкантов и немузыкантов свидетельствует о том, что наибольшие значения предсказанные оценки основных музыкальных способностей имеют в группе музыкантов исполнительских специальностей по сравнению с музыкантами теоретических специальностей и немузыкантами. Наименьшие – у немузыкантов. Уровень ЭЭГ предикторов музыкальных способностей положительно коррелирует с возрастом в обеих группах испытуемых – у немузыкантов и у музыкантов. (r=+0.47, p<0.05 и r=0.62, p<0.01 соответственно)
В группах немузыкантов и начинающих музыкантов параметры, связанные со слуховой, тактильной чувствительностью и музыкальной эмпатией имели наиболее высокие значения на предовуляционной фазе и в 17-18 день, то есть в дни менструального цикла, когда уровень эстрогенов в крови наиболее низкий.. А параметры психомоторной деятельности («техника» и «артикуляция» исполнения) и интеллектуальной деятельности имели более высокий уровень предсказанных по ЭЭГ оценок на постовуляционной фазе, в дни цикла, когда уровень эстрогенов и прогестерона достаточно великию Иными словами музыка является анксиолитическим, релаксирующим фактором у немузыкантов и начинающих музыкантов наиболее ярко выраженным на предовуляционной фазе и 17-18 дне менструального цикла, когда уровень эстрогена в крови наименьший. Однако релаксирующий эффект музыки ослабевал или вовсе исчезал при исполнении музыки начинающими или методически неверно обученными музыкантами на данных фазах менструального цикла. Данный феномен, по-видимому, связан с психоэмоциональным напряжением и слабым владением исполнительским аппаратом. В то же время у высокопрофессиональных музыкантов исполнительских специальностей (лауреатов международных конкурсов и лиц старшего возраста) ЭЭГ предикторы оценок по «технике» и «артикуляции», музыкальная эмпатия практически не изменялись в течении менструального цикла. На постовуляционной фазе у профессиональных музыкантов восприятие музыки в течение первых 1.5 – 2-х сек вызывает появление на энцефалограмме признаков напряжения, аналогичных наблюдаемым у немузыкантов при решении логической задачи. Для профессиональных музыкантов музыка является информационным фактором. Релаксирующий эффект музыки для профессиональных исполнителей отмечается только в случае самостоятельного исполнения её. Выраженность данного эффекта «релаксации от исполнения музыки» не зависит от фаз менструального цикла, но зависит от уровня профессионализма.
ВЫВОДЫ. Делается вывод об участии гормонального статуса женщин в формировании психофизиологических способностей к музыкальной деятельности на разных фазах эстрального цикла.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |