Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Особенности развития психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста
Развитие информационной среды приводит к усложнению учебных программ современной школы. Однако такая динамика изменений школьного обучения не всегда учитывает особенности психофизиологического развития ребенка. Вследствие нерационального роста объема учебного материала у школьников наблюдается повышенная утомляемость, ухудшение зрения, реакций и других психофизиологических функций организма. Существует много работ, которые посвящены исследованию развития и формирования психофизиологических функций у детей школьного возраста. Однако одновременное изучение развития психофизиологических функций и физического развития практически отсутствует.
Методика. Обследовано 53 девочки и 51 мальчиков, учащихся 4-го лицейного класса киевской средней школы N170. Возраст школьников составлял 9-10 лет. Произведено три контрольных обследования состояния психофизиологических и нейродинамических функций школьников: в начале учебного года (1 четверть), в середине учебного года (2 четверть) и в конце учебного года (4 четверть). Каждый учащийся трижды подвергался комплексному обследованию. Был разработан комплекс оценки состояния психофизиологических функций состоящий их трех блоков экспериментальных методик. Первый блок включал оценку состояния основных психических функций: восприятия, внимания, памяти и мышления. Второй блок экспериментальных методик направлен на определение показателей ВНД: функциональной подвижности и силы нервных. Третий блок экспериментальных методик позволял определять уровень физического развития организма школьников.
Результаты и обсуждение. По результатам исследования видно, что у девочек во втором обследовании, по сравнению с первым наблюдается достоверное увеличение показателей объема произвольного внимания (ОПВ), объема оперативной памяти (ООП), коэффициента ассоциативного мышления(m2), коэффициента пространственного мышления(m5). Это указывает на улучшение функций внимания, оперативной памяти и ассоциативно-пространственного мышления. В то же время, увеличения ошибка восприятия временного интервала (ОВВ) указывает на ухудшение точности временного восприятия. Таким образом, к середине учебного года у девочек младшего школьного возраста наблюдается наряду с улучшением характеристик психофизиологических функций, снижение восприятия времени.
Обследование, проведенное в конце учебного года показало достоверное увеличение коэффициентов абстрактного (m1), логического (m3), операционного (m4), пространственного (m5) мышления, а также снижение показателей ОВВ, ассоциативного мышления (m2), по сравнению с началом и серединой учебного года у девочек. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении к концу учебного года психофизиологических функций восприятия и мышления (по сравнением с серединой учебного года). У мальчиков в середине учебного года, достоверно увеличивается ОВВ. Это обстоятельство указывает на ухудшение функции восприятия времени. В то же время наблюдается достоверное увеличение объема оперативной памяти. К концу учебного года у мальчиков младшего школьного возраста наблюдается достоверное уменьшение показателей ОВВ, латентных периодов зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР), m2, а также достоверное увеличение ООП, объема кратковременной памяти (ОКП), m1, m3, m4, m5, функциональной подвижности нервных процессов (ФПНП), работоспособности головного мозга (РГМ).
Анализ полученных данных свидетельствует об улучшении к концу учебного года у мальчиков младшего школьного возраста психофизиологических функций восприятия, памяти и мышления, снижение латентных периодов сенсомоторных реакций на фоне снижения подвижности нейродинамических характеристик ЦНС (по сравнению с началом и серединой учебного года). Это обстоятельство определяет достоверный рост работоспособности головного мозга.
Таким образом, формирование психофизиологической организации у детей младшего школьного возраста в течение учебного года характеризуется постепенным вовлечением новых элементов функциональной системы в процесс обучения. В качестве функционального механизма позволяющего формировать новые системные взаимосвязи на этапе обучения в середине учебного года у школьников наблюдается повышение объема оперативной памяти, наряду с увеличением ошибки временного восприятия. Данный факт отражает принцип снижения детерминизма и роста стохастичности системы психофизиологической организации в условиях обучения. Наблюдаемая стохастичность организации позволяет осуществлять "поиск" оптимального результата функциональной системы в условиях формирования психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста. Результатом такого "поиска" является улучшение ассоциативно-пространственного мышления, на фоне возросшего объема произвольного внимания (достоверно проявляется у девочек). К концу учебного года наблюдается улучшение некоторых психофизиологических и нейродинамических функций, как у девочек, так и у мальчиков. В тоже время, на фоне недостоверного снижения объема произвольного внимания, ухудшается ассоциативное мышления, сопровождающееся у мальчиков, кроме того, снижением функциональной подвижности нервных процессов. Данное обстоятельство отражает, во-первых, результат обучения, приводящий к улучшению психофизиологических функций, во-вторых, утомление, проявляющееся в ухудшении произвольного внимания, ассоциативного мышления и функциональной подвижности нервных процессов. Анализ уровня физического развития позволил выявить, что среди изучаемой группы детей младшего школьного возраста высокие значения КФР среди девочек наблюдаются лишь у 17%, а среди мальчиков - у 14% обследуемых. Средний уровень физического развития выявляется среди 50% девочек и среди 36% мальчиков. Низкий уровень физического развития выявлен у 33% девочек и у 50% мальчиков. Полученные данные согласуются с работами [1.2], показавшими замедление темпов ускоренного физического развития детей, имевшее место в начале 80-х годов.
Для изучения структуры взаимосвязи между уровнем физического развития и формированием психофизиологических функций, был проведен анализ парной корреляции между изучаемыми параметрами. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что в начале учебного года у детей младшего школьного возраста психофизиологические функции детерминированы физическими возможностями организма. Этот факт указывает на то, что значительная нагрузка на системы вегетативного обеспечения в условиях формирования психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста связана с начальным этапом обучения. У девочек значения антропометрических и кардиореспираторных показателей коррелируют с психофизиологическими показателями, а также с функциональной подвижностью нервных процессов. Наличие негативного взаимоотношения показателя становой мышечной силы с сенсомоторными и нейродинамическими параметрами указывает на рассогласование между психофизиологическими и соматическими системами, которое вызвано формированием и ростом двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. У мальчиков структура взаимосвязи между уровнем физического развития и формированием психофизиологических функций в начале учебного года несколько отличная от девочек. Между антропометрическими и психофизиологическими показателями наблюдается антагонистическая взаимосвязь. Взаимосвязь между кардиореспираторными показателями и становой мышечной силы с психофизиологическими и нейродинамическими параметрами у мальчиков в начале учебного года носит неоднородный характер, отражающий, как, и у девочек, рассогласование между психофизиологическими и соматическими системами, вследствие развития навыков у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в процессе обучения физическое развитие неразрывно связано с формированием психофизиологических и нейродинамических функций у детей младшего школьного возраста. Процесс обучения неизбежно приводит к утомлению, что может отражаться на эффективности психофизиологических функций, и негативно влиять на процесс физического развития. В тоже время, уровень физического развития во многом определяет степень формирования психофизиологических функций в процессе обучения.
Выводы. Формирование психофизиологической организации у детей младшего школьного возраста в течение учебного года характеризуется постепенным вовлечением новых элементов функциональной системы, обеспечивающей процесс обучения. Повышение объема оперативной памяти, наряду с увеличением ошибки временного восприятия отражает механизм формирования новых взаимосвязей функциональной системы в условиях обучения. Уровень физического развития во многом определяет степень формирования психофизиологических функций в процессе обучения у детей младшего школьного возраста.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |