салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Материалы медицинских конференций

Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»

Взаимосвязь тревожности, страха и фрустрации с активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

Щербатых Ю.В. Воронежский Центр профориентации и психологической поддержки, Воронеж, Россия

Такие эмоциональные проявления как страх и тревога осуществляются при непосредственном участии вегетативной нервной системы (ВНС), причем есть основания предполагать, что индивидуальные особенности ее функционирования могут оказывать существенное влияние на характер физиологических и психических реакций личности при стрессе. Ранее было показано, что ряд вегетативных показателей организма связан с личностными особенностями и типом высшей нервной деятельности [3], но исследования в этой области далеко не завершены. В данной работе рассматриваются взаимосвязи между показателями активности парасимпатической нервной системы и эмоциональными проявлениями студентов высшей школы в норме (во время обычного учебного процесса) и во время психоэмоционального стресса, обусловленного ожиданием экзамена.

Методика. Группу исследования составили 102 студента ВГМА обоего пола в возрасте от 19 до 21 года. Функциональное состояние ВНС оценивалось при помощи аппаратно-программного комплекса «Варикард 1.4» во время обычного учебного процесса и при стрессе, вызванном подготовкой к сдаче экзамена (за 30 мин. до него). Степень активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы определяли по показателю стандартного отклонения кардиоинтервалов в покое (SDNN) [5]. В норме и во время стресса у студентов измеряли частоту сердечных сокращений, величину артериального давления и реактивную тревожность по Спилбергеру, а за два месяца до начала экзаменов у испытуемых определяли личностную тревожность по Спилбергеру, показатели позитивной и негативной самооценки, предрасположенность к фрустрированности и склонность к самообвинению по Кеттелу, уровень выраженности отдельных страхов и интегральный показатель страхов личности [4].
Результаты и обсуждение. По результатам анализа ВСР студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы. Первая группа студентов (симпатикотоники) имела показатели SDNN до 40 мс (16%), вторая группа (нормотоники) имела показатели SDNN от 41 до 120 мс (66%), третья группа (ваготоники) имели SDNN свыше 120 мс (18%). Различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Студенты с низкой активностью парасимпатической системы (симпатикотоники) имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второй и третьей группы (р<0.01), то есть чаще находили в себе положительные личностные качества, в то же время они реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства (фактор «О»), в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения (5.3±0.7 против 6.9±0.6; р<0.05). Похожая картина отмечалась и в отношении фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта (4.9±0.5 против 6.0±0.4; р<0.05). Как известно, уровень фрустрации зависит от двух факторов – силы побудительного мотива и осознания невозможности достичь поставленной цели. При этом невозможность достижения цели может быть как объективной, так и субъективной. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена [2], то логично предположить, что именно высокая энергетика первой группы позволяет таким студентам достигать поставленные цели и реже испытывать фрустрацию.

В нашем исследовании не было отмечено достоверного различия в уровнях личностной тревожности по Спилбергеру между студентами трех групп, а вот показатели реактивной (ситуативной) тревожности в условиях обычного учебного процесса у лиц с низкой активностью парасимпатической нервной системы были достоверно выше (41.0±1.1), чем у ваготоников (35.0±1.9), в то время как при стрессе разница в показателях реактивной тревожности трех групп испытуемых сглаживалась и становилась недостоверной.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1 и 3 группы студентов (86.7±.3 баллов у симпатикотоников, 97.6±3.1 у нормотоников и 99.0±4.1 у ваготоников) – то есть в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха перед неблагоприятными изменениями в личной жизни (6.0±0.5 против 4.5±0.6), страха публичных выступлений (4.6±0.4 против 3.5±0.3), страха перед возможным снижением социального статуса (4.4±0.5 против 3.4±0.4) и страха перед неизвестностью (4.4±0.5 против 2.6±0.4). В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы что, в общем, соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников [1].

Выводы. Лица с повышенной активностью парасимпатической системы отличаются от симпатикотоников рядом психологических особенностей – более низкой самооценкой, склонностью к чувству вины, повышенной фрустрированностью, тенденцией испытывать более выраженный страх перед неизвестностью и изменением своего социального статуса. В то же время, в обычных условиях у них отмечаются более низкие показатели клаустрофобии и ситуативной тревожности по Спилбергеру.

Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу