Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение»
Тревожность школьников и нарушения щитовидной железы
Тревожность, направленная на снижение неопределенности, затрагивает психологический, сомато-висцеральный и нейро-эндокринный уровни. Напряженность последнего уровня у подростков пубертатного периода, в свою очередь, провоцирует повышение ситуативных компонентов тревожности. Особенно это касается тех школьников, у которых деятельность щитовидной железы нарушена. В начальные стадии развития тиреоидных дисфункций, в частности эутиреоидного увеличения щитовидной железы, когда колебания уровня тиреоидных гормонов еще не выходят за пределы нормы, наблюдаются изменениями со стороны нервной системы (Филатова Е.Г., Казанцева И.А., 1994). В соответствии с этим, целью настоящей работы являлось изучение психофизиологических проявлений тревожности подростков с нарушениями щитовидной железы.
Методика. Проведено обследование 210 детей обоего пола 8-15 лет, включающих препубертат, ранний и поздний пубертат по Tanner J. (1962), без тиреоидной патологии, с первичным эутиреоидным увеличением щитовидной железы (эутиреоз I - II степени), а также с гипотиреозом и гипертиреоидным состоянием (тиреотоксикоз). Контроль состояния щитовидной железы производился по результатам пальпирования (классификация ВОЗ, 1994), стандартных лабораторных тестов Т3, Т4, ТТГ в плазме крови, а также по данным УЗИ. Психологическое тестирование ситуативного компонента тревожности осуществлялось с помощью шкалы ситуативной тревожности теста Спилбергера-Ханина (в старших классах), 8-цветового теста Люшера (с вычислением показателей напряжения и тревожности), адаптированным для детского и подросткового возраста тестам Тейлор, Прихожан. Помимо этого оценивание ситуативного компонента тревожности производилось по фактору Q4 (фрустрация) теста Кеттелла. По другим шкалам детского и подросткового вариантов этого теста осуществлялось тестирование личностных компонентов тревожности (О): эмоциональной чувствительности (I), эмоциональной устойчивости (С). В качестве показателей состояния вегетативной нервной системы оценивалась характеристики контактной температуры кожных проекций долей щитовидной железы с помощью портативного прибора (точность измерения 0.05°С). Измерялись показатели: абсолютной температуры (t°абс), относительной температуры (t°отн) по сравнению с температурой точки «ди-хэ» в подбородочной ямке, а также температурной симметрии (t°сим). Помимо этого регистрировались систолическое и диастолическое артериальное давление (АД), ЭКГ во II стандартном отведении и пневмограмма.
Оценка стресс-реактивности вегетативной нервной системы осуществлялась посредством функциональных проб (ФП) с индивидуально-обусловленными изменениями дыхательного ритма, «навязывание» которого производилось с помощью паттернов, предъявляемых испытуемому на экране компьютера после определения характеристик свойственного ему ритма дыхания (Попова В.А. и др., 1999).
Исследование состояния и реактивности центральной нервной системы производилось посредством регистрации вызванных потенциалов (ВП) в отведениях С3 и С4 на акустические стимулы (частота 2 кГц, 10 мс, 1/с, 60 дБ над порогом) с оценкой латентных периодов компонентов N1 (90-100 мс), P2 (180-220 мс), N2 (220-280 мс) и амплитуд межпиковых комплексов N1P2 и P2N2, а также путем анализа их габитуации (привыкания) на серии последовательных стимулов (до 150 раздражений). Путем двухступенчатой аппроксимации данных габитуации уравнениями линейной регрессии, выделялись две ее стадии, отражающих преобладание влияний таламического и ретикулярного звеньев неспецифических регуляторных систем мозга. Характеристиками габитуации служили угловые коэффициенты уравнений линейной регрессии (динамика габитуации) и величина свободного члена уравнения регрессии (средний уровень габитуации). Кроме того, проводилось выборочное обследование показателей сна анкетным и объективным (носимый прибор МЕЗАМ-4) методами. Сравнение средних величин производилось по Т-критерию Стьюдента, а показателей дисперсии - по критерию Фишера. Также использовался факторный анализ по методу главных компонент с вращением матрицы компонентных весов методом VARIMAX. Обработка результатов и построение графиков проводилась с помощью программных пакетов Excel 7.0 и Statistica 5.0.
Результаты и их обсуждение. Психологическое тестирование показало, что у школьников с эутиреозом повышенные значения ситуативной тревожности и эмоциональной напряженности по сравнению с контрольной группой, о чем позволяют судить более высокие показатели общей тревожности опросника Прихожан, показателя тревожности адаптированного для детского возраста теста Тейлор, фактора фрустрации (Q4) теста Кеттелла, а также данные теста Люшера, По показателям этого теста отмечается возрастание предпочитаемости красно-фиолетовых и фиолетово-зеленых пар, что выражается в росте значений вычисляемых на его основе факторов напряжения и тревожности. Уровень личностной тревожности у школьников с эутиреозом по тесту Кеттелла был повышен по сравнению с контролем (высокие значения факторов тревожности О и эмоциональной чувствительности I и пониженные значения фактора эмоциональной устойчивости С). Среди школьников с эутиреозом представленность индивидов с высокой тревожностью достигала 96%. О возрастании тревожности у школьников с эутиреозом можно судить по напряженности показателей вегетативной регуляции, в частности, по изменениям локальной температуры щитовидной. У детей с эутиреозом наблюдалось снижение t°абс по сравнению с контролем независимо от пола и возраста (p<0.05) и возрастание tотн и tсимм во всех возрастных группах, но в период пубертата у девочек снижалось tотн по сравнению с препубертатом.
На возникновение напряженности в процессах вегетативного регулирования при эутиреозе указывают изменения в кардио-респираторной системе школьников. Так, у них отмечено снижение ЧД возрастание ЧСС (p<0.05) по сравнению с контролем, меньшие (p<0.05) значения дисперсии R-R интервалов, но возрастание дисперсии ЧД. Показатели систолического и диастолического АД у них принимали большие значения по сравнению с контролем в препубертате и меньшие - в период позднего пубертата. Наибольшие изменения показателей ЧСС и дыхания у школьников с эутиреозом выявлялись в раннем пубертате, вероятно за счет повышенной потребности организма в энергетических ресурсах в условиях ускорения темпов полового созревания (Жуковский М.А., 1995).
Применение функциональных проб позволяло выявлять более выраженные изменения показателей tабс, tотн, ЧСС при эутиреозе по сравнению с контролем и давало возможность продемонстрировать значимую корреляцию выраженности ситуативных компонентов тревожности по данным психологических тестов и изменений вегетативных показателей. Так, общий индекс тревожности по Прихожан положительно коррелирует с изменениями ЧСС, диастолического АД и tабс при замедлении дыхания (0.98), тревожность по Тейлор отрицательно коррелирует с tабс (-0.86), и tсим (-0.86) и положительно - с выраженностью изменений ЧСС при замедлении дыхания (0.96), показатель тревожности по Люшеру - с tабс (0.98) и tотн (0.97). Уровень фрустрации (Q4) положительно коррелирует с изменениями ЧСС и диастолического АД (0.95) при учащении дыхания, и отрицательно - с диастолическим АД при замедлении дыхательного ритма (0.96).
На уровне центральной нервной системы возрастание проявлений тревожности у школьников с эутиреозом отражалось в показателях вызванных потенциалов. В частности, выявлено сходство их изменений с данными подростков с высокой тревожностью контрольной группы. Подобно этим подросткам, у школьников с эутиреозом также происходило удлинение латенций N1 и N2 (до 156.7 и 157.3 мс) и снижение амплитуды N1P2 (до 8.1 мс) и P2N2 (до 5.71 мс). Эти изменения могут отражать процессы гиперкомпенсаторного выброса тиреоидных гормонов при интенсификации обмена в пубертатный период.
Выявлены различия показателей динамики и среднего уровня габитуации ВП у школьников с ЭУЩЖ по сравнению с контролем. Так, на 1-ой стадии у них часто вместо габитуации наблюдается сенситизация преимущественно в правом полушарии (коэффициенты для С3 и С4 - 0.04 и 0.07 - N1P2; -0.01 и 0.6 - P2N2), в то время как у контрольной группы имеет место габитуация с большей выраженностью для более позднего компонента ВП (P2N2)(0.007 и -0.13 - N1P2; -0.042 и -0.05 - P2N2). У детей с эутиреозом отмечается также более низкий средний уровень габитуации (9.6 и 8.86 - N1P2; 8.7 и 8.31 - P2N2) по сравнению с контролем (10.3 и 11.7 - N1P2; 11.3 и 10.0 - P2N2). На 2-ой стадии габитуации у школьников с эутиреозом отмечается недостоверная габитуация в правом полушарии (и практическое ее отсутствие в левом полушарии, а по компоненту P2N2 - сенситизация. Ее средний уровень - также ниже у детей с эутиреозом. В целом коэффициенты регрессии, как на 1 так и на 2 стадии габитуации ниже в группе с эутиреозом по сравнению с контролем. Такие изменения указывают на существенные изменения соотношений в деятельности синхронизирующих и десинхронизирующих систем головного мозга школьников с эутирозом по сравнению с тревожными подростками контрольной группы (Вербицкий Е.В., 2002).
Заключение. Таким образом, возрастание тревожности при эутиреозе вызывает изменения взаимоотношений неспецифических регуляторных систем мозга и находит свое отражение в показателях сна, в организации которого эти системы играют ведущую роль. У школьников с эутиреозом, как и у детей с высокой тревожностью контрольной группы, отмечается увеличение ночного сна, времени засыпания и пробуждения по сравнению с подростками с низкой тревожностью контролем, а также выявлена корреляция показателей ситуативной и личностной тревожности с характеристиками сна: фрустрации Q4 со временем засыпания и (0.85) и пробуждения (0.83), показателя общей тревожности по Прихожан со временем засыпания (0.53) и пробуждения (0.59).
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |