Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2003 / XIII Московская международная гомеопатическая конференция
Гомеопатический след на творческом пути Винсента Ван Гога
В механике судьбы многих заметных личностей нередко можно обнаружить гомеопатический след. Так было и на творческом пути Винсента Ван Гога (Van Gogh, 1853-1890). С 1888 г. резко помрачнела и увеличилась в своей экспрессии цветовая и психологическая палитра картин великого голландского импрессиониста, который окончил свои дни в приюте для душевнобольных у врача Поля Гаше, лечившего своих пациентов используя исключительно гомеопатический метод. Историки искусства, биографы и врачи до сегодняшнего дня не пришли к единому мнению о природе душевного расстройства Ван Гога. Одни, с полным на то основанием, предполагают развитие у него шизофрении. Агрессивность, суицидальные мысли, специфичность сюжетов тому дают основание. Другие, с не меньшим основанием, предполагают наличие у него маниакально-депрессивного психоза, сопровождающегося полярной сменой настроения, выраженной цикличностью течения, что также было характерно для его болезни. Ван Гог в письмах к брату Тео сетовал на то, что его угнетают резкие переходы от творческого подъема к полному душевному, порой смертельному отчаянию. Тем не менее проводившиеся лечебные мероприятия были направлены главным образом на эпилепсию, так как приступам болезни нередко предшествовала характерная для этой болезни аура.
Любопытной представляется версия о хроническом отравлении Ван Гога настоем наперстянки, который он мог длительно принимать согласно предписаниям врачей. Полагают, что неслучайно стебель наперстянки (Digitalis purpurea), зона естественного распространения которой включает Западную Европу, присутствует на двух портретах художника. Известно, что нередко при длительном использовании настоя этого растения, особенно в тех больших дозах, которые были характерны для того периода, развиваются разнообразные психические нарушения. Среди них особенно характерна так называемая ксантопсия, при которой действительность представляется главным образом в желтом цвете, к которому при этом развивается особенное пристрастие. Именно этот цвет преобладает на большей части картин Ван Гога. Однако цветовая гамма самых последних работ художника уже иная, что позволяет нам предполагать прекращение токсического действия наперстянки. Скорее всего, опытный гомеопат Поль Гаше использовал антидоты дигиталиса, которые могли постепенно избавить его беспокойного пациента от последствий длительного приема лечебных средств на основе этого растения. Это и определило трансформацию цветовой и экспрессивной тональности последних работ великого живописца.
http://www.mhc.ru/mgk.asp
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |