Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2001 / VI Международная меж-дисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Стресс и поведение»
Психофизиологический анализ экзаменационной тревожности у студентов
В работе проведен анализ результатов комплексного обследования 137 студентов 4 курса Азербайджанского Государственного Педагогического Университета в возрасте от 21 до 23 лет. Параметры функционирования вегетативной и центральной нервной системы регистрировались несколько раз в течение учебного семестра (контроль), непосредственно перед экзаменом и спустя некоторое время после сдачи экзамена. Анализировали показатели артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), индекс напряженности регуляторных систем (ИН), спектр сверхмедленных колебаний (VLF) сердечного ритма [1,2]. В части исследований осуществляли амплитудно-частотное картирование ЭЭГ на стандартную пробу ”закрытые глаза” [3], для учета психологических особенностей использовали цветовой тест Люшера, 16-факторный опросник Кеттела, показатели самооценки и уровень тревожности измеряли по методике Спилбергера.
Анализ биоэлектрической активности мозга и корреляционных ритмограмм позволил выделить две группы студентов: устойчивых и неустойчивых к эмоциональному стрессу. Хотя в обеих группах выявлен прирост ЧСС и перераспределение мощности спектра ЭЭГ во время действия стресс фактора, однако угнетение альфа ритма и тип корреляционных ритмограмм оставался неизменным только для первой группы студентов. Показано, что перед экзаменом ЧСС возрастает с 73.9±0.7 до 105.0±1.7 в минуту, при этом максимум распределения кардиоинтервалов смещается в сторону больших величин, что отражает общую активацию симпатической системы. Более того увеличивается эксцесс распределения, что свидетельствует о наличии в исследуемой популяции лиц (12% от общего количества) с резко выраженной вегетативной реакцией на процедуру экзамена. Особый интерес представляют результаты анализа сверхмедленных колебаний ритма сердца (VLF), поскольку он связан с психоэмоциональным напряжением и отражает уровень корковых влияний на подкорковый сердечно-сосудистый центр независимо от ведущего клинического синдрома [4]. Показатель мощности сверхмедленных волн во время экзаменационного стресса возрастал с 13.3±1.5% до 18.7±1.8% (р<0.001). Этот параметр был тесно связан с уровнем фрустрации студентов (корреляция между уровнем VLF перед экзаменом и шкалой “Q4” Кеттела составила r=0.61; р<0.001). Уровень фрустрации коррелировал также с коэффициентом прироста ИН (r =0.33; р<0.05) и ЧСС (r=0.39; р<0.01). Положительный прирост ИН на экзамене наблюдался у лиц с высокими показателями негативной самооценки (r=0.47; р<0.05) и лиц с повышенной личностной тревожностью, измеренной по методике Спилбергера (r=0.46; р<0.01). У студентов с высокими показателями эмоциональная стабильности, наоборот, отмечалась отрицательная корреляция с приростом ИН (r=-0.29; р<0.05). Полученные данные свидетельствуют о глубоких перестройках психофизиологических показателей студентов и могут служить основой для проведения своевременных профилактических мероприятий с целью повышения их физической и умственной работоспособности.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |