Ваш малыш еще ходит в старшую группу детского сада, а уже придя домой взахлеб рассказывает о своей влюбленности. Спрашивает, можно ли им пожениться.
На ваш шутливый вопрос: «А где вы будете жить?» смело отвечает: «У нас дома!». Строит планы на будущее, увлеченно рассказывает, какая избранница хорошая и что они сегодня на прогулке играли в семью – он был папой, она мамой, а другие ребята их детишками…
Так что это такое – детсадовская любовь? Шутка? Ошибка? Ведь в столь раннем возрасте влюбиться невозможно! Особенности дошкольного возраста? Или же это всерьез? В последнее, конечно, вам верится с трудом.
Вы сами замечали, что в дошкольном возрасте любимые игры детей – это «дочки-матери», «семья», «магазин», «войнушка» и т.д. В них всегда есть разные роли. Дети так и говорят: «Ты будешь покупателем и придешь ко мне в магазин, а я буду продавцом; ты будешь папой, а я – мамой». Даже неодушевленная игрушка имеет свою «живую роль». Девочка – «мама», а кукла – «дочка». «Мама» готовит еду, кормит, стирает, одевает свою «дочку». Мальчики чаще всего выбирают для игры машины, папины инструменты, пистолеты, а теперь и игрушечные сотовые телефоны – все как у папы. Они реально выбирают то, что, по их мнению, имеет взрослый мужчина.
Все эти игры неслучайны и очень важны в развитии ребенка. Уже в раннем возрасте через игру ребенок включается в социальные отношения, познает окружающий мир, учится моделировать жизненные ситуации, пробует себя в серьезной «взрослой» роли.
Такие игры психологи называют «ролевыми». Маленький ребенок со свойственной ему верой в сверхъ-естественное, фантазией, наивностью воспринимает игру очень серьезно. Перевоплощаясь в любимого героя в игре, ребенок не только познает мир, адаптируясь к дальнейшей жизни в обществе, но и определяет свой поло-ролевой стиль общения. А это значит, что девочки учатся стилю поведения, манере одеваться, усваивают социальные нормы и правила, характерные для взрослых женщин. Поэтому для девочек характерны игры, отражающие роли жены («игра в семью»), матери («дочки – матери»), хозяйки («магазин», «приготовление пищи», «уборка»). Мальчики же, перенимая стиль поведения и отношение к жизни папы, стремятся получить для игры «атрибуты» взрослого мужчины – машина, сотовый телефон, компьютер и др. Все это важно для становления самосознания ребенка, гармоничного вхождения в социум, познания общественных процессов. В дошкольном возрасте ведущая деятельность ребенка проходит в игре. Даже образовательные программы для детей этого возраста рекомендуют строить и проводить, как игры в дошкольном возрасте.
Поэтому, когда ребенок рассказывает, что он влюбился, отнеситесь к этому серьезно – для него это важно. Для него это не игра, а реальность, в которой он живет.
Не надо смеяться над чувствами ребенка или шутить на эту тему. Ведь как складывается игра в детстве, так могут сложиться отношения в будущей взрослой жизни.
Поддержите ребенка, подскажите, как можно красиво ухаживать за девочкой (как вести себя с мальчиком). Можете даже включиться в эту игру, например, купить цветок (игрушку) для любимой подружки (друга) из детского сада.
Пусть первые чувства ребенка будут овеяны ореолом сказки и сбывшейся мечты – ведь это так естественно для него!
ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ О СТАТЬЕ В КОММЕНТАРИЯХ