Главная / Статьи / Аллергология, иммунология

23 декабря 2011

Непреходящая усталость

Группа отечественных специалистов в Институте иммунологии Минздрава России разработала подходы к лечению заболевания, ставшего очень актуальным в конце века, - синдрому хронической усталости. О них рассказывает академик Российской академии естественных наук, доктор медицинских наук, руководитель группы исследователей по изучению синдрома хронической усталости Нелли Георгиевна АРЦИМОВИЧ.

- После того, как диагноз уже поставлен, как сейчас лечат это заболевание?

- Сегодня появились новые методы лечения синдрома хронической усталости. Группа отечественных исследователей в Институте иммунологии Минздрава России и Институте фармакологии РАМН разработала группу лекарств, которые оказались очень эффективны при этом недуге. Их химическое строение напоминает кристаллическую решетку алмаза, поэтому назвали их "адамантаны" - от греческого слова "адамантос" - алмаз.
Долгое время эти лекарства были засекречены, так как они значительно увеличивают физическую и умственную работоспособность, и первое время использовались спортсменами в качестве стимуляторов. Не так давно в прессе освещался скандал из-за одного из них - Бромантана. На Олимпиаде в Атланте у легкоатлетки Марины Транденковой, пловца Андрея Корнеева и других спортсменов нашли в крови следы этого препарата. Он был включен в список запрещенных средств перед самым началом Олимпиады, о чем российские спортивные руководители не были поставлены в известность заблаговременно. Спортсменов хотели даже лишить золотых медалей, но потом пересмотрели это решение.
Было доказано, что препарат воздействует в первую очередь на иммунитет. Он усиливает противодействие вирусам и бактериям, помогает успешнее бороться с опухолевыми клетками, обеспечивает защиту организма от стресса и вредных экологических воздействий.
Бромантан имеет еще одно полезное свойство: он повышает внимание, сосредоточенность, уверенность в своих силах. Поэтому его и использовали при подготовке спортсменов к соревнованиям. К настоящим же допинговым средствам препарат по существу отношения не имеет.
Кроме Бромантана существует еще несколько препаратов со сходными свойствами, которые оказались очень эффективны при лечении синдрома хронической усталости. Однако даже они не являются панацеей. Обычно лечение проводится не одним лекарством, а в комплексе с другими средствами - рефлексо- и иглотерапией, аутогенной тренировкой, гипнозом.

Пациенты, прошедшие курс лечения, чувствуют прилив сил, нарастание уверенности в себе, уменьшение нервозности. Вместе с тем улучшается общее состояние организма: исчезает лихорадочное состояние и повышенная температура, проходят депрессии, налаживается сон.
Так, одна моя пациентка, которая прошла несколько курсов лечения Кемантаном - тоже из группы адамантанов - вообще забыла, что когда-то болела. После лечения она написала мне, что в командировке, когда все вокруг болели гриппом, она одна не заразилась. Похоже, женщина вообще перестала быть восприимчива к инфекции.

- Такие лекарства хорошо подходят всем или это просто особо удачный случай?

- Они оказывают благотворное действие на любой организм, но ни одно из средств не является панацеей. Если у больного депрессия, то ему кроме адамантанов понадобятся транквилизаторы, если он истощен - необходим курс витаминов, если нарушен сон - требуются снотворные, если были тяжелые потрясения - подключаем лечение гипнозом.

- На последнем Российском национальном конгрессе "Человек и лекарство" вы докладывали о новых методах, которые были предложены для лечения пациентов с синдромом хронической усталости совсем недавно. Расскажите о них.

- Мы довольно успешно применили электростимуляцию мозга. Предложили этот метод специалисты из Санкт-Петербургского Института мозга человека. Они давно уже занимаются электростимуляцией мозга при различных неврологических нарушениях. Для этого разработан специальный прибор с электродами, которые присоединяют к голове. Электроды посылают в нужном режиме слабые токи в определенные участки мозга. При этом в мозге вырабатываются обезболивающие вещества, которые улучшают регуляцию нервной системы, ее взаимодействие с органами и тканями.
Известно, что у пациентов с синдромом хронической усталости так же, как и при неврологических нарушениях, происходит разбалансировка регуляции нервной системы. Мы задумались: не поможет ли некоторым больным электростимуляция?
Однако сначала у нас были сомнения: ведь у наших пациентов и так "все на нервах", как же их еще стимулировать электродами? Тогда тесно сотрудничающая с нами врач поликлиники Российской академии наук Татьяна Сергеевна Заяшникова решила испробовать электростимуляцию на себе. У нее был перелом, сильно болела рука. Курс электростимуляции заметно уменьшил боль, а потом она и вовсе прошла. После этого мы решились применить новый метод на пациентах.

У нас лечился молодой человек Олег, который уже более двух лет страдал синдромом хронической усталости. Он терял в весе, начались перебои в сердце. Замучил герпес. По утрам чувствовал такую усталость, что не мог руки поднять. Пропал интерес к жизни, ничего не мог делать. Мог только водить машину. Он лечился в Клинике неврозов, потом попал к нам в Институт иммунологии. Проверили иммунитет - оказалось, он в очень плохом состоянии. Электростимуляция мозга вместе с другими методами лечения помогла Олегу вернуться к активной нормальной жизни. Но этот метод не является панацеей для всех больных: для кого-то оказались более эффективны курсы лечения адамантанами в сочетании с традиционными методами.

- То есть в каждом случае вариант лечения подбирается индивидуально?

- Да, тем более что поводы для обращения к врачам тоже очень различны. Например, лечилась у нас семья из Киева после Чернобыльской катастрофы: женщина с мужем и сын. Что дало толчок заболеванию? Ясно, что есть наследственная предрасположенность, раз страдают близкие родственники. Кроме того, очевидно влияние тяжелого стресса - они перенесли такую трагедию. Радиационное воздействие тоже могло ослабить иммунитет. С учетом всех этих особенностей специалисты разработали схему для лечения каждого члена семьи.

А вот другой пример. У молодой женщины обнаружили цитомегаловирусную инфекцию. Этот вирус приводит к привычному невынашиванию. Выкидыши следовали один за другим, а она очень хотела иметь второго ребенка. На фоне такого истощения и постоянной нагрузки на организм развился синдром хронической усталости, резкое падение иммунитета. Или, напротив, вирус "облюбовал" организм со слабым иммунитетом. Трудно сказать, что является причиной, а что - следствием. Но после лечения препаратом Кемантаном иммунитет смог справиться с инфекцией. Очередные анализы вируса не обнаружили. Женщину направили в Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии, где специалисты помогли ей родить второго ребенка.

- Женщины болеют синдромом хронической усталости в два раза чаще, чем мужчины. Что они могут предпринять, чтобы не стать жертвой этого заболевания?

- Особенно внимательны к себе должны быть женщины, занимающиеся активным умственным трудом и отличающиеся тонкой душевной организацией. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что недуг выбирает именно их. Можно даже нарисовать обобщенный психологический портрет пациентки. Это энергичные молодые женщины с повышенной ранимостью и чувствительностью и выраженным чувством долга.
Чтобы не заболеть, им следует учиться рассчитывать свои нагрузки. Как это ни странно звучит - не стараться всегда и во всем быть на высоте, выполнить все, что от них требуют, и даже больше того. Уметь переключаться с одной деятельности на другую, не ставить перед собой сверхзадач. Иначе при очередном стрессе их нервная система может дать серьезный сбой.

А если беда уже случилась, нужно помнить, что сегодня им могут помочь. Это вполне реально.
Приведу пример из своей врачебной практики. Даша - аспирантка университета, девушка из семьи дипломатов. Долгое время жила с родителями за границей, потом вернулась домой. В середине аспирантуры стала непрерывно болеть, очень ослабла. Возник вопрос об академическом отпуске. При этом многочисленные обследования, проведенные на самом высоком уровне, не выявили никакой инфекции или серьезных нарушений в работе органов. Меня попросили проконсультировать Дашу. Лечащий врач даже подозревал, что девушка просто симулирует. Однако после консультации выяснилось, что еще за границей Даша перенесла мононуклеоз. Это заболевание - "визитная карточка" синдрома хронической усталости. Потом была травма - падение с лошади. А когда я узнала, что девушка два года назад пережила личную трагедию, уверенность в диагнозе окрепла. И в самом деле, иммунологические исследования подтвердили синдром хронической усталости. После этого Даша прошла курс лечения нашими препаратами и расцвела на глазах.

- Так что сегодня ключ к этому заболеванию у вас в руках?

- Безусловно. Мы знаем, почему оно развивается, как протекает, какие существуют подходы к лечению. Множество больных излечились и забыли про этот недуг и про нас. И слава Богу. Хотя мы всех их помним и любим.

Татьяна КУДРИНА