Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2002 / Научно-практическая конференция "Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации"
Нарушения половой идентификации у детей
Исследования нарушений полоролевого поведения в детском и подростковом возрасте продолжают оставаться актуальными в связи с ростом обращаемости лиц, оспаривающих свою половую принадлежность. Изучение особенностей их полоролевого поведения, половой идентичности, ориентации может явиться ключом к раннему выявлению, дифференциальной диагностике, профилактике и пониманию половой дисфории. В МКБ-10 они получили название — нарушение половой идентификации у детей (F 64.2) и типируются как расстройства, «появляющиеся в раннем детстве (и всегда до начала пубертата), характеризующиеся постоянной интенсивной неудовлетворенностью по поводу зарегистрированного пола вместе с настойчивым желанием принадлежать (или убежденностью в принадлежности) к противоположному полу. Это — стойкая озабоченность одеждой и(или) занятиями, свойственными противоположному полу, и(или) отверга-ние своего собственного пола». Описательно-феноменологический характер определения данного таксона размывает его клинические границы и делает диагностику нечеткой. Семиотический (психопатологический) аппарат, необходимая часть диагностического процесса, разработанный для взрослых (Бухановский А.О., 1994), в детском возрасте фактически отсутствует, что делает данные исследования весьма важными. Показано, что возникновение установки на изменение пола является следствием, проявлением и способом разрешения психосоциальной дезадаптации, возникающей вследствие хронически неразрешимых интер- и интра-персональных конфликтов, связанных со специфической дисгармонией личности. Психогенез транссексуальной установки в детском и подростковом возрасте неизвестен, что и определило необходимость выполнения настоящего исследования. Объект исследования: 48 больных, в том числе 35 взрослых, о которых были получены объективные сведения их детского и подросткового периода, а также 13 детей и подростков (4 мальчика и 9 девочек в возрасте от 5 до 14 лет). Взрослые обратились с требованием об изменении пола. Дети были обследованы по инициативе их родителей или иных законных представителей в связи с инверсией полоролевого поведения. Критериями отбора служили: наличие инверсии половой социализации личности, инверсии психосексуальной (у взрослых и подростков) ориентации, отсутствие признаков эндогенного заболевания и аномалий мочеполовой системы. Этапы психосексуального развития исследовались по Г.С.Ва-сильченко (1990). Инверсия половой идентичности, при которой когнитивная оценка своего биологического и гражданского пола сохранялась, а иррациональное ощущение, относящееся также к ядерным характеристикам самосознания (Golosow N. е.а., 1969), было аномальным, выявлена у всех пациентов на уровне полового самосознания. Полоролевое поведение оценивалось в зависимости от наличия гетерофилии-амфифилии-гомофилии, гетеро-социальности-амфисоциальности-гомосоциальности, игрового кросс-дрессинга, «томбоизма»/«сиссибоизма», что объективизировалось с помощью разработанных нами оценочных шкал «любимых и нелюбимых игр, игрушек, школьных предметов, увлечений» и позволяло клинически типировать инверсию половой социализации личности.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |