Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2002 / Научно-практическая конференция "Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации"
Психотерапевтическое интервью в детской сексологии
Детская сексология как медицинская дисциплина в настоящее время находится в периоде становления. Симптомы нарушений
психосексуального развития часто не распознаются окружающими взрослыми, либо неправильно оцениваются, утрируются и закрепляются в результате неадекватных псевдопедагогических мер, предпринимаемых родителями. При возникновении у ребенка признаков нарушения психосексуального развития или симптомов, интерпретируемых окружающими как сексуальные, инициаторами обращения к врачу обычно становятся родители или лица, их заменяющие. Наиболее распространенными вариантами поведения взрослых в такой ситуации являются следующие. Часть родителей предпочитает максимально долго замалчивать проблему, делать вид, что ничего особенного не происходит. С другой стороны, часть родителей, отмечая имеющиеся у ребенка признаки нарушения психосексуального развития, предпочитает обращаться за помощью к специалистам несоответствующего профиля (психологам, экстрасенсам, целителям). В качестве метода воздействия на начальном этапе диагностики и лечения может быть рекомендовано психотерапевтическое интервью. Основной целью психотерапевтического интервью является улучшение родительского функционирования, снижение напряжения в семье и уменьшение психотравмирующего влияния переживаний взрослых на ребенка. Помимо диагностических вопросов, то есть выяснения природы имеющегося нарушения, в процессе интервью должны быть решены и некоторые терапевтические задачи — формирование у родителей адекватного представления о ситуации, коррекция масштабов переживаний, предложение вариантов решения проблемы и поведения родителей в данной ситуации. Акцентирование роли родителей в изменении сложившейся ситуации особенно важно в случаях, когда родители стремятся переложить ответственность на врача, мотивируя это неэффективностью уже примененных ими действий. Задача и цель врача при проведении интервью
— дать родителям адекватный инструмент для воздействия на ситуацию и включить их по возможности в систему терапевтического влияния, обеспечив таким образом системный подход к лечению. При проведении приема важно его четкое структурирование
— предварительная беседа с родителями, обследование ребенка (если пациент дошкольного и младшего школьного возраста — в присутствии родителей, если подросток — вопрос о присутствии родителей при обследовании решается вместе с пациентом), резюмирующая беседа с родителями. Предварительную часть встречи целесообразно провести в отсутствие ребенка, чтобы родители могли быть откровенными при описании симптоматики и выражении своих чувств. Затем необходимо провести общее исследование психомоторного развития ребенка и его нервно-психической Деятельности, оценить соответствие возрасту уровня психосексуального развития, правильность аутоидентификации, адекватность представлений о межполовых различиях и полоролевых стереоти-
пах, реакцию пациента на имеющиеся симптомы. В резюмирующей части беседы родители должны получить адекватное представление о сущности имеющихся симптомов, причинах, их вызвавших, и возможностях психотерапевтического воздействия на пациента и его окружение. В ходе данной части интервью необходимо акцентировать внимание родителей на положительных качествах ребенка, сильных сторонах личности, на моментах, свидетельствующих о нормальном индивидуальном развитии. При любом варианте патогенеза заболевания родители должны видеть лечебную вообще и психотерапевтическую перспективу в частности. В случае большего удельного веса биологических факторов, делается акцент на необходимость лечения почвы, на которой возникли симптомы, и естественной динамики жалоб в сторону их уменьшения. Если же имеет место психогенная природа симптомов, делается акцент на том, что ребенок психически здоров, а значит, обладает достаточным ресурсом для формирования поведения, свободного от нежелательных проявлений. Основные технологии интервью, используемые в детской сексологии, — слушание и постановка вопросов, отражение чувств, технология совета, интерпретации и косвенных сообщений, технология упрощения и расширения проблемы, технология обратной связи и воздействующего резюме.
Таким образом, психотерапевтическое интервью позволяет не только решать дифференциально-диагностические вопросы в детской сексологии, но и является этапным методом психотерапевтического воздействия, с помощью которого достигаются основные лечебные цели: установление контакта с пациентом и его родителями, создание терапевтической перспективы, уменьшение напряжения в системе родители — ребенок, формирование у родителей адекватного представления о ситуации, улучшение родительского функционирования, включение родителей в систему терапии как основного социопсихогенного фактора, влияющего на ребенка.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |