Материалы медицинских конференций
Главная / Материалы медицинских конференций / 2002 / Научно-практическая конференция "Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации"
Общество и сексуальность
Переориентация сексологической теории от сугубо биологических аспектов к социальным и психологическим определяет нынешний - междисциплинарный -этап развития сексологии и сексопатологии. Все чаще в предмет сексологии включается не только сексуальность человека, но и весь комплекс социально-психологических взаимоотношений между полами.
Выработка универсально приемлемого определения сексуальности представляется достаточно трудной проблемой. Масе, Burton, Bannerman (1974) сделали попытку определения понятия сексуального здоровья, включающего три составные части:
1. Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики.
2. Свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения.
3. Отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Определение сексуального здоровья, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения (Женева, 1977), представляется наиболее универсальным: "Сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви" (с.6).
Уже около десяти лет прошло с того момента, когда в передаче Фила До-нахью наша соотечественница одарила мир исторической фразой "У нас секса
нет!". Десять лет исторически ничтожный срок, и какими бы существенными не казались нам перемены произошедшие за это время, но в сравнении с тысячелетиями развития человеческой цивилизации ( а значит и человеческой сексуальности) они выглядят куда как скромно.
Взять хотя бы фаллоцентричность общества - ведь в этом смысле с древнейших времен мало что изменилось. У высших животных эрекция символизирует не только половое возбуждение, но и страх, агрессию, эмоциональное напряжение. Демонстрация эрегированного полового члена означает вызов, который нужно либо принять, либо подчиниться. Немецкий этолог Вольфганг Виклер еще в середине 1960-х описал африканских "караульных" павианов и зеленых обезьян: пока стадо кормится или отдыхает, самцы окружают его и демонстрируют возможным противникам частично эрегированный половой член, что служит тем предупреждением. От этого обезьяньего обыкновения - рукой подать до древних фаллических культов. Фаллос всегда символизировал не только детородную силу, но и вообще могущество, власть, авторитет. Ветхий Завет прямо отказывает лишенному члена или яичек в праве в Царство Божие. В Греции гермы сохранились -квадратные колонны, увенчанные мужской головой, рук и ног у "мужчины" при этом не было, зато форма снабжалось эрегированным членом, который и служил предметом поклонения. Плиний в "Естественной истории" свидетельствует о римском обычае надевать маленьким детям на шею фаллические амулеты, служащие защитой от сил зла. В Скандинавии фаллические культы дожили аж до XII века, Ренессанс, вообще "реабилитировавший" телесность, плодоносность, обогатил европейскую культуру гульфиками, призванными подчеркнуть размеры первоисточника этой плодоносности.
Сегодня, несмотря на все успехи цивилизации, мальчики по-прежнему сравнивают, "у кого больше", хвастаются своими внушительными сантиметрами и страдают от их недостачи, "мнимой", разумеется. И сколько бы не убеждали мужчин в том, что эрекция практически уравнивает в размерах "маленькие" и "большие" половые члены, что для физиологии женщины эти самые "размеры" не имеют решающего значения, миф живет.
С другой стороны, до некоторой степени преодолеть заблуждения, издавна отравляющие людям удовольствие, все же удается. Примером тому может служить отношение к онанизму. С первобытных времен семя, как и фаллос, наделялось магическими свойствами. Потеря семени чревата потерей жизненной силы, к тому же оно, по представлению древних людей, давало возможность с помощью колдовство причинить вред его "источнику". Иудаизм в своих гонениях на мастурбацию пошел дальше всех - Талмуд вообще запрещает прикасаться к половому члену даже во время мочеиспускания. В ХХ11-ХХ111 вв. онанизм был объявлен страшной болезнью, ведущей к безумию. Страх перед мастурбацией был столь велик, что в борьбе с ней применяли даже кастрацию. В XIX веке возникает теория "сперматической экономии", согласно которой мужчине отпущено на жизнь 5400 семяизвержений, и, таким образом, каждый случай рукоблудия исчерпывает этот ресурс. Наконец, в 1 948 году публикуется знаменитый отчет Альфреда Кинзи "Половое поведение мужчины", и потрясенный мир узнает, что 92% американцев мастурбировало.
Причем от этого не случилось ни истощения, ни морольной деградоции, сухотки и проч., и вообще никаких вредных последствий, кроме страха вышеперечисленных напастей, не произошло. Дальнейшие исследования только подтвердили выводы Кинзи. К счастью, в борьбе с мифом о пагубности онанизма достигнуты несомненные успехи. Уже в 75-м году, согласно опросу "Плейбоя", лишь один из шести молодых мужчин считал мастурбацию чем-то вредным. Сейчас же вряд ли кто-нибудь из родителей без содрогания отнесется к железным рукавицам или трубкам, утыканным шипами, которые надевались на пенис ребенка на ночь -приспособлениям, существовавшим опять-таки исторически совсем недавно.
Тем не менее, несмотря но успехи сексологической науки, на произошедшую сексуальную революцию, приходится говорить и о регрессе в этой области, который наблюдается сейчас в российском обществе. Никому не приходит в голову предложить человеку жить без ноги или без руки, однако по-прежнему находятся сторонники жизни как бы без половых органов. Точка зрения, обусловленная положениями христианской морали, - всего лишь одной из возможных - определенными кругами объявляется единственно приемлемой. Речь идет об отказе от сексуального просвещения, ставится под сомнение само занятие сексом иначе как с целью деторождения - и т.д. Собственно, процесс этот не нов. Всегда во времена исторических катаклизмов, перемен, потери привычных ориентиров наиболее слабая часть общества старается ухватиться за консервативные ценности. Религиозные круги создают весь шум вокруг сексуального просвещения, вообще сексуальности. Эта группа находит ту же социально-психологическую опору, что и бесчисленные явления художественной жизни, эксплуатирующие ностальгию по советскому времени. Люди начинают тосковать по состоянию, когда все было ясно и понятно. К тому же антисексуальная компания выгодна и политикам. Заниматься экономикой или, скажем, преступностью значительно труднее, чем предпринимать очередной поход в защиту "нравственности" и "духовного здоровья нации".
Некоторые основания для этой антисексуальной кампании дали сами "сексуальные просветители". Просвещение, за которое с энтузиазмом схватились, после перестройки, в некоторых школах стало сводиться исключительно к "технике и технологии" - к обездушиванию секса. Все ограничилось изучением правил надевания презерватива, профилактикой СПИДа, гонореи и сифилиса, освоением методов контрацепции и избежания раннего аборта. Разумеется, все это совершенно необходимо и замечательно. Но, когда при этом нет чисто психологических треннингов, когда психология сексуальных отношений вообще игнорируется - это как раз дает основания клерикальным кругам вопить о тлетворном западном влиянии , и о том, что Америка-де спит и видит, как бы натянуть на Россию презерватив. Вовсе не все сексуальное просвещение должно сводиться к беседам о любви и дружбе и о том, как мальчику уважать девочку, но без психологии сексуальное просвещение превращается в гигиеническое - тоже, разумеется, необходимое, но не имеющее отношения к собственно сексуальной культуре.
В борьбе с "бездуховностью" найден и еще один враг - секс-шопы. В нашем обществе произошла абсолютно загадочная вещь: считаем совершенно нормальным, когда десятилетний мальчик смотрит по телевизору, как людям прола
мывают головы, и мозги брызжут на потолок. А если взрослый - старше 1 8 лет -человек пойдет в специальный магазин и купит журнал или видеокассету, где изображены постельные сцены - это преступление. Разумеется, секс-товары нельзя продавать в ларьках или на улицах, никто не имеет права совать их в глаза детям, пенсионерам, да и вообще всем, кого это раздражает. Но если в специально отведенном месте, с затемненными витринами, со строгим контролем за возрастом посетителей и к тому же с сексологической сертификацией продаются вещи, которые нужны и полезны тысячам людей - кому это может помешать?
Вопросы, связанные с сексом, не решаются большинством. Развитие здорового индивидуализма представляется совершенно необходимым и для взрощи-вания толерантности, уважения к неприкосновенности частной жизни, и для избавления от мифов и преодоления предрассудков.
Сакральный смысл эротики
Н.А.Синельникова (Москва)
Традиционный взгляд на древние фаллические культы и оргиастические обряды как на магию производительных сил природы нуждается в некотором уточнении.
С глубокой древности у разных народов существовали обрядовые и магические действия, связанные с человеческой сексуальностью. Основное их содержание составлял акт соития, осуществляемый жрицей святилища или хрома, являющейся представительницей богини, и мужчиной, персонифицирующим бога. Причем, далеко не всегда эти действия были направлены на обеспечение производительных сил природы: кок правило, они творили вселенную.
В религиях многих древних народов главное место занимали фаллические божества, нередко выступающие в роли демиурга. В Древнем Египте - Атум и Осирис, в Элладе - Эрот, Дионис и Гермес, в славянской мифологии - Ярило. В этрусской религии - Мутун, в Риме - Либер и Приап и т.д. Персонаж греческой мифологии. Эрос, Эрот - бог любви, одно из космогонических первоначал, наряду с Хаосом. Как архаическая традиция, так и орфический миф творения представляют Эроса в образе космогонической силы, приводящей Вселенную в движение и неудержимо влекущей друг к другу людей и богов. Но представление о сексуальном неистовстве было связано с культом Диониса, известного на Балканах уже с ХШ века до н.э. Главная цель дионисийских мистерий - достижение божественного экстаза, состояния "священного безумия", когда душа непосредственно общается с божеством 1. Сексуальные действия были основой древних вакханалий. Свиту Диониса в основном составляли женщины, наиболее подверженные экстатическим состояниям.
Обожествление оргазма происходило во многих религиях древности. Например, согласно учению "Дао", когда Инь и Янь вступают в половой союз, достижение Высшего Предела (оргазма) приводит к тому, что человек ощущает себя в первозданном единстве со Вселенной. Отсюда распространенность в Древнем
Китае трактатов, посвященных сексу. Аналогичные представления бытовали в индуизме: единение мужчины и женщины воспринималось как главный принцип вселенной, а космическое единство микро- и макрокосмоса достигалось во время полового акта. Согласно индуизму, знание о любви и сексе имеет божественные истоки и состоит из 100 000 источников, разработанных Праджапати - творцом Вселенной. Иллюстрациями служили рельефы индуистских храмов (например, в Кхаджурахо), а в более поздние времена - миниатюра.
В этом контексте становится понятным высокое значение секса в древних культурах. Ощущение оргазма кок "космической сущности, невероятно далекой от столь прагматической задачи, как сбор урожая", было главной целью древнего ритуала. По всей видимости, связь человеческой сексуальности с производительными силами природы появилась значительно позже, уже на ступени земледельческих цивилизаций.
Кроме богов высшего порядка в античности существовали низшие фаллические божества, такие кок Приап, Пан, Сильван, Фавн, сатиры, силены. В большинстве своем они имеют доэллинское, а в отдельных случаях - малоазийское происхождение. Нимфы и менады - это наиболее эротически окрашенные персонажи мифологии. В сакральном мире эллинов сексуальные игры нимф с сатирами беспрерывно творили космически-божественный оргазм. В греческой вазовой живописи сатиры предстают как комические, гротескные образы, воплощающие сексуальное неистовство. В основном это подчеркнуто фаллические фигуры, которые демонстрируют свою эрекцию, мастурбируют, совершают сексуальные акты с нимфами и животными. Козлы, ослы, кони и другие животные нередко выступали партнерами антропоморфных божеств. Эта традиция уходит корнями в религию Древнего Египта с ее зооморфным пантеоном.
Коитольные сцены с участием людей символизировали ритуал перехода от смерти к жизни. Основная масса таких сцен изображена на стенках и донышках ки-ликов. Они использовались как посвятительная жертва богом в контексте погребального культа, что было связано с семантикой воды и чаши в контексте сакральных представлений древних греков. Вода, жидкость - это символ хаоса, начала мира. Полусфера чаши - символ загробного миро. Питье из чаши - мистический акт перехода в Тартар. Партнерши мужчин в таких сценах, музыкантши и танцовщицы, воплощают божественное начало. Сексуальные действия, в которые они вступают, рождают оргазм-экстаз, понимаемый как слияние с божеством. То есть, в подобных сюжетах воплотилась магия погребального ритуала, которая была главным смыслом греческих симпосиев. Количество участников кои-тольных сцен, изображенных на сосудах, варьировалось от отдельных пар до групп в 30 человек.
Древние оргиастические празднества допускали все, что было способно привести к оргазму: сексуальный акт с представителями своего и противоположного поло, фелляция, групповой секс. Искусственные фаллосы ("олисбос"), различные манипуляции, с которыми часто встречаются как в сценах сексуальных оргий, так и вне их, постоянно использовались в рамках культовых обрядов для достижения оргазма и женщинами, и мужчинами, что также прослеживается по сюжетам вазовой живописи.
Аттические и коринфские вазы, чаши, кубки с эротическими сценами часто служили посвятительными жертвами в храмах и святилищах Афродиты
Почитание оргазма делает понятным высокую значимость культов богинь любви - шумерской Инаны, аккадской Иштар, западносемитской Анат, греческой Афродиты, римской Венеры и т.д. Эти богини являлись покровительницами храмовой проституции, культивирующей многообразные и изощренные формы секса в качестве эффективного средства достижения оргазма, понимаемого как священный экстаз. Культовая проституция рассматривалась как служение божеству. Недаром коитальные действия в храмах совершались на алтаре (например, изображение на шумерской печати из Тепе-Гавра). Причем, что важно, эти культы никак не были связаны с задачами производительности природы, в том числе деторождения. Более того, иеродулы в Вавилоне вообще не имели права рожать детей. Не было деторождение задачей и жриц культа Афродиты.
Таким образом, можно констатировать, что смыслом древних культов является сама человеческая сексуальность, а целью - достижение оргазма, понимаемого как священный экстаз.
Сакральные представления древних народов получили блестящее воплощение в различных видах искусства. В Греции танец и песня, поэзия и комедия, скульптура и вазовая живопись воплощали эротику как важнейший аспект кало-кагатии, в которой красота обнаженного тела соединена с высокой духовностью, а сексуальный экстаз священен и прекрасен. Эротика пронизывала как произведения высокого стиля, так и предметы повседневного обихода. В целом же античность стала временем сложения эротики в искусстве, тех художественных приемов, которые давали возможность обогатить красоту тела чувственностью.
В последующие века эротическое искусство, став явлением маргинальным, тем не менее, никогда не исчезало. Лишившись божественного ореола, человеческая сексуальность продолжало оставаться "властительницей дум". Сексом не только всегда занимались. О нем говорили, писали, его изображали во все времена и все народы. Искоренить эротику нельзя. Можно и нужно лишь ставить вопрос о пределах допустимого в рамках того или иного общества, учитывая его нравственные нормы и традиции.
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |