Главная / Статьи / Психиатрия
Скептический взгляд психологов на интернет – зависимость и ее последствия.
Последнее время нам все чаще попадаются заметки о проблемах, которые вызывает постоянное присутствие в интернете. Эти материалы насыщены цветастыми фразами о деградации и необратимых последствиях для умственных способностей.
Мы (коллектив «Студии Практической Психологии») на 100% входим в группу риска. Мы участвуем в нескольких online – проектах, ежедневно «пропускаем через себя» десятки профессиональных публикаций, просматриваем почту, в том числе на телефоне, проводим сессии в skype, пользуемся другими мессенджерами.
Мы решили предметно рассмотреть самые распространенные тезисы, которые встречаются в заметках по теме. Из всего разнообразия мы выделили три «угрозы», которые встречались нам чаще всего.
1. «F – образный» способ сканирования страницы вызывает неспособность воспринимать серьезные объемы информации.
Во множестве материалов по теме можно встретить изображения, демонстрирующие, что внимание пользователей распределяется по странице F-образно (картина распределения напоминает перевернутый прямоугольный треугольник). Делаются выводы о том, что, привыкнув считывать информацию подобным образом, мы становимся неспособны дочитать страницу до конца, а информация, содержащаяся в нижней части, нами не «усваивается».
Присмотревшись к картинкам, иллюстрирующим тезис, мы обнаружили, что это - «тепловая карта кликов» для страницы, содержащей результаты поиска. Тепловая карта кликов – это графическое отображение частоты использования ссылок на странице. Чем чаще на область «кликали» - тем она «горячее».
Во-первых, делать выводы о распределении внимания на основании тепловой карты – нечестно. Нельзя выдавать количество кликов за количество внимания. Это разные вещи.
Во-вторых, рассматривается карта кликов поисковой выдачи. При помощи сложных алгоритмов поисковики в первую очередь предлагают нам самые «удачные» результаты. Мы, в свою очередь, привыкли к тому, что наиболее релевантные результаты содержатся «на верху». Мы переходим по первым предложенным ссылкам, находим там необходимую информацию и формируем F – образную картину распределения кликов.
Все это не имеет никакого отношения к нашей способности читать и воспринимать текст.
2. «Социальный» подход к восприятию информации вредит нашей способности дочитать материал до конца.
Авторы материалов о воздействии социальных сетей на умственные способности утверждают, что у участников онлайн - сообществ вырабатывается «социальный» подход к восприятию и оценке качества информации. Это значит, что, читая тот или иной пост, мы оцениваем его потенциал в деле привлечения внимания других к нашему профайлу, а не его реальное качество и/ или содержание. При этом, в заметках утверждается, что такой подход подразумевает неглубокое и весьма поверхностное исследование публикуемого материала, которое может войти в привычку.
Такое утверждение кажется весьма противоречивым. Если мы не вникли в содержание, мы вряд ли будем в состоянии сделать выводы о привлекательности. То, как мы оцениваем, тот или иной материал перед тем, как сделать «перепост» – интересный феномен, но вряд ли это влияет на то, насколько глубоко мы вникаем в суть. Кто-то не задумываясь пересказывает сплетни, кто-то тщательно исследует любую информацию, приходящую извне. Все это, скорее, – свойства характера, не имеющие отношения к использованию соц. сетей.
3. Гаджеты с возможностью просмотра веб – страниц вызывают деградацию центральной нервной системы.
Устройство, на котором мы просматриваем информацию, не влияет на наши умственные способности. Можно читать бумажные копии дешевых женских романов, или детективов о приключениях Бешенного (кто бы это ни был). При этом можно читать сложные научные статьи на планшете, или мобильном. Что полезнее для умственных способностей? Очевидно, что на способности влияет содержание материала, а не носитель, или устройство просмотра.
Получается, что интернет, социальные сети, мессенджеры и прочие новые коммуникационные технологии абсолютно безвредны? Конечно, нет! Вот что говорит руководитель проекта, психотерапевт Константин Жуков:
«Социальные сети, мессенджеры и другие технологии online – общения, несомненно, наносят серьезный удар по нашей эффективности и способности к концентрации. Человек одновременно проявляет большое количество импульсов. Например, в один и тот же момент, мы можем ощущать необходимость готовить квартальный отчет и естественное желание общаться с друзьями. Общение – приятнее и проще. Если общение доступно для нас в любой момент времени, мы будем постоянно отвлекаться, наше внимание будет рассеяно, наша эффективность снизится.
Похожие наблюдения можно сделать и, сравнивая различные типы информации. Легко представить ситуацию, в которой студентка, которой необходимо готовиться к защите курсовой работы, будет постоянно отвлекаться на любимый «паблик» с модными «луками». Информация второго типа проще усваивается, приносит больше сиюминутного удовольствия. Мы не всегда в состоянии противостоять подобным искушениям».
В конце мы решили привести ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволит минимизировать негативное воздействие интернета, не отказываясь от замечательных возможностей, которые он предоставляет.
- Откажитесь от использования мессенджеров. Если Вам необходимо провести скайп-кол по рабочим вопросам, вы можете согласовать его заранее. До и после мессенджеры должны быть выключены.
- Не заходите в аккаунты социальных сетей, в тот момент, когда от вас требуется продуктивность и сосредоточенность. В идеале, соц. сети можно использовать в отпуске и на выходных, или вообще от них отказаться.
- Тщательно оценивайте предлагаемую Вам информацию. Просмотр подростковых пабликов с низкопробным юмором не сделает Вас умнее. Привычка смотреть «веселые картинки», действительно может вытеснить привычку читать.
Материал предоставлен «Студией Практической Психологии Psyhelpers.ru».
ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ О СТАТЬЕ В КОММЕНТАРИЯХ
АптекиБольницыСкорая медицинская помощьПоликлиники |
ДиспансерыАкушерство и Гинекология |
Медицинские центрыСервис онлайн записи к врачу |