салон косметологии Эпил Сити
Популярные врачи

Статьи

Главная / Статьи / Психиатрия

28 марта 2017

Скептический взгляд психологов на интернет – зависимость и ее последствия.

Последнее время нам все чаще попадаются заметки о проблемах, которые вызывает постоянное присутствие в интернете. Эти материалы насыщены цветастыми фразами о деградации и необратимых последствиях для умственных способностей.

Мы (коллектив «Студии Практической Психологии») на 100% входим в группу риска. Мы участвуем в нескольких online – проектах, ежедневно «пропускаем через себя» десятки профессиональных публикаций, просматриваем почту, в том числе на телефоне, проводим сессии в skype, пользуемся другими мессенджерами.

Мы решили предметно рассмотреть самые распространенные тезисы, которые встречаются в заметках по теме. Из всего разнообразия мы выделили три «угрозы», которые встречались нам чаще всего.

 

1.        «F – образный» способ сканирования страницы вызывает неспособность воспринимать серьезные объемы информации.

Во множестве материалов по теме можно встретить изображения, демонстрирующие, что внимание пользователей распределяется по странице F-образно (картина распределения напоминает перевернутый прямоугольный треугольник). Делаются выводы о том, что, привыкнув считывать информацию подобным образом, мы становимся неспособны дочитать страницу до конца, а информация, содержащаяся в нижней части, нами не «усваивается».

Присмотревшись к картинкам, иллюстрирующим тезис, мы обнаружили, что это -  «тепловая карта кликов» для страницы, содержащей результаты поиска. Тепловая карта кликов – это графическое отображение частоты использования ссылок на странице. Чем чаще на область «кликали» - тем она «горячее».

Во-первых, делать выводы о распределении внимания на основании тепловой карты – нечестно. Нельзя выдавать количество кликов за количество внимания. Это разные вещи.

Во-вторых, рассматривается карта кликов поисковой выдачи. При помощи сложных алгоритмов поисковики в первую очередь предлагают нам самые «удачные» результаты. Мы, в свою очередь, привыкли к тому, что наиболее релевантные результаты  содержатся «на верху». Мы переходим по первым предложенным ссылкам, находим там необходимую информацию и формируем F – образную картину распределения кликов.

Все это не имеет никакого отношения к нашей способности читать и воспринимать текст.

 

2.       «Социальный» подход к восприятию информации вредит нашей способности дочитать материал до конца.

Авторы материалов о воздействии социальных сетей на умственные способности утверждают, что у участников онлайн - сообществ вырабатывается «социальный» подход к восприятию и оценке качества информации. Это значит, что, читая тот или иной пост, мы оцениваем его потенциал в деле привлечения внимания других к нашему профайлу, а не его реальное качество и/ или содержание. При этом, в заметках утверждается, что такой подход подразумевает неглубокое и весьма поверхностное исследование публикуемого материала, которое может войти в привычку.

Такое утверждение кажется весьма противоречивым. Если мы не вникли в содержание, мы вряд ли будем в состоянии сделать выводы о привлекательности. То, как мы оцениваем, тот или иной материал перед тем, как сделать «перепост» – интересный феномен, но вряд ли это влияет на то, насколько глубоко мы вникаем в суть. Кто-то не задумываясь пересказывает сплетни, кто-то тщательно исследует любую информацию, приходящую извне. Все это, скорее, – свойства характера, не имеющие отношения к использованию соц. сетей.

 

3.       Гаджеты с возможностью просмотра веб – страниц вызывают деградацию центральной нервной системы.

Устройство, на котором мы просматриваем информацию, не влияет на наши умственные способности. Можно читать бумажные копии дешевых женских романов, или детективов о приключениях Бешенного (кто бы это ни был). При этом можно читать сложные научные статьи на планшете, или мобильном. Что полезнее для умственных способностей? Очевидно, что на способности влияет содержание материала, а не носитель, или устройство просмотра.

Получается, что интернет, социальные сети, мессенджеры и прочие новые коммуникационные технологии абсолютно безвредны? Конечно, нет! Вот что говорит руководитель проекта, психотерапевт Константин Жуков:

«Социальные сети, мессенджеры и другие технологии online – общения, несомненно, наносят серьезный удар по нашей эффективности и способности к концентрации. Человек одновременно проявляет большое количество импульсов. Например, в один и тот же момент, мы можем ощущать необходимость готовить квартальный отчет и естественное желание общаться с друзьями. Общение – приятнее и проще. Если общение доступно для нас в любой момент времени, мы будем постоянно отвлекаться, наше внимание будет рассеяно, наша эффективность снизится.

Похожие наблюдения можно сделать и, сравнивая различные типы информации. Легко представить ситуацию, в которой студентка, которой необходимо готовиться к защите курсовой работы, будет постоянно отвлекаться на любимый «паблик» с модными «луками». Информация второго типа проще усваивается, приносит больше сиюминутного удовольствия. Мы не всегда в состоянии противостоять подобным искушениям».

В конце мы решили привести ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволит минимизировать негативное воздействие интернета, не отказываясь от замечательных возможностей, которые он предоставляет.

  1. Откажитесь от использования мессенджеров. Если Вам необходимо провести скайп-кол по рабочим вопросам, вы можете согласовать его заранее. До и после мессенджеры должны быть выключены.
  2. Не заходите в аккаунты социальных сетей, в тот момент, когда от вас требуется продуктивность и сосредоточенность. В идеале, соц. сети можно использовать в отпуске и на выходных, или вообще от них отказаться.
  3. Тщательно оценивайте предлагаемую Вам информацию. Просмотр подростковых пабликов с низкопробным юмором не сделает Вас умнее. Привычка смотреть «веселые картинки», действительно может вытеснить привычку читать.

 

Материал предоставлен «Студией Практической Психологии Psyhelpers.ru».

 


ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ О СТАТЬЕ В КОММЕНТАРИЯХ
Материалы по теме:
разделы
Врачи
Клиники
Энциклопедии
Статьи
Новости
Материалы медицинских форумов
дополнительно
каталог медицинских учреждений
Аптеки
Больницы
Скорая медицинская помощь
Поликлиники
Диспансеры
Акушерство и Гинекология
Медицинские центры
Сервис онлайн записи к врачу