Какие же опасности подстерегают при работе с этой умной машиной? 1. Компьютер работает под высоким электрическим напряжением, поэтому при неисправной проводке возможно поражение пользователя электрическим током или возгорание монитора (если закрыты вентиляционные отверстия). 2. Опасно электромагнитное излучение от компьютера. Данные ученых убедительно доказывают, что это излучение может способствовать развитию опухоли головного мозга. 3. Сильная нагрузка на глаза при долговременной работе на близком расстоянии от экрана монитора приводит к ухудшению зрения. 4. Повышенный уровень шума при работе компьютера и принтеров создает дополнительную нагрузку на головной мозг. 5. Пониженная влажность воздуха, повышенное содержание пыли и недостаток аэроионов (легкие отрицательно заряженные молекулы кислорода) в помещении, где работают компьютеры, приводят к снижению иммунитета. 6. При неправильной организации рабочего места возникают дополнительная нагрузка на позвоночник и утомление. 7. Опасны повышенные нервно-психические и эмоциональные нагрузки при работе на компьютере (вспомните переживания при компьютерных играх). Что же делать, чтобы компьютер был не врагом, а помощником? Беречь глаза: • обеспечить расстояние от глаз до экрана монитора не менее 50 см; • сидеть прямо перед монитором, а не сбоку; • добиться равномерного освещения экрана и комнаты. Хорошо, если удастся создать вокруг монитора освещение голубого или синего цвета той же яркости, что и экран; • настольную лампу лучше поместить за монитором: получится рассеянный свет и на экране не будет бликов. Верхний свет тоже должен быть рассеянным; • в поле зрения работающего не должны попадать другие мониторы или экран телевизора – это приводит к дополнительному облучению, перенапряжению глаз и мозга. Уменьшить электромагнитное излучение, идущее от компьютера: • использовать только компьютеры, имеющие сертификат безопасности; • не направлять заднюю часть монитора, откуда идет максимальное излучение, на людей, место их работы или отдыха; не размещать стулья, кресла, диваны, кровати ближе чем на 2,5–3 м. Сделать рабочее место безопасным и удобным: • подключить компьютер через заземленную розетку; • для снижения воздействия электрического поля применять согласующее устройство – «пилот»; • регулярно проводить аэроионопрофилактику: включать ионизаторы воздуха, повышающие содержание в легких отрицательно заряженных молекул кислорода, или просто проветривать помещение как можно чаще; • следить, чтобы руки при работе на компьютере были расположены правильно: согнуты в локтевом суставе под прямым углом, кисть должна опираться на стол запястьем, пальцы – расслаблены. Подставку для текста поместить ближе к экрану. Приобрести кресло, у которого есть опора для спины в виде валика. Использовать специальную мебель – стол, подставку для ног и др. Спину держать прямо (рис. 1). Защититься от вредного влияния компьютера помогут и физические упражнения. Через каждые 30–40 минут работы необходима физкультурная пауза для выполнения простых упражнений. Вот некоторые из них. 1 Закрыть глаза. Сложить ладони в виде пригоршней, чтобы не было просвета между пальцами. Положить ладони на глаза (крепко не прижимать – веки должны двигаться свободно) и посидеть так несколько минут. Это упражнение очень полезно: когда прекращается доступ света, глазные мышцы расслабляются, восстанавливаются кровообращение и работа химических рецепторов глаза. 2 Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на то же время. Повторить 6–8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза. 3 Быстро моргать в течение 1–2 минут. В результате улучшается кровообращение, увлажнение роговицы, исчезает утомление. 4 Закрыть глаза на 5 секунд, открыть и посмотреть на переносицу. Упражнение дает отдых работавшим мышцам, активизирует мышцы, не задействованные в напряженной работе на компьютере. 5 Сидя на стуле, ноги соединить, руки опустить (рис. 2а). Поднять руки вверх и, опираясь лопатками о спинку стула, потянуться – глубокий вдох (рис. 2б). Затем расслабить мышцы, туловище слегка наклонить вперед, опустить руки, потряхивая кистями, – выдох. Повторить 3–4 раза. 6 Исходное положение то же, руки – на поясе. Выполнить наклоны головы вправо и влево. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп медленный, дыхание свободное (рис. 2в). 7 Сидя на краю стула, выпрямить ноги, руками опереться сзади на сиденье. На выдохе приподнять таз, напрягая ягодицы и мышцы промежности, с опорой на стопы и прямые руки. На вдохе вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза (рис. 2г). 8 Отодвинуться вместе со стулом подальше от стола и откинуться на спинку. Поднять согнутые в коленях ноги – вдох. Расслабить мышцы и вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 3–4 раза (рис. 2д). 9 Сидя на середине стула, согнуть ноги в коленях, руки развести в стороны. Поочередно сгибать руки в локтевых суставах, касаясь раскрытой ладонью затылка. Повторить по 5 раз каждой рукой. Темп средний, дыхание свободное (рис. 2е). 10 И.п. – стоя, ноги вместе, пальцы рук сцепить в «замок» и положить на затылок. Не разъединяя пальцев, вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, одновременно потягиваясь и поднимаясь на носки, – вдох. Затем вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 4–6 раз. Темп медленный (рис. 2ж). 11 И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнить круговые вращения тазом сначала по часовой, затем против часовой стрелки. Колени не сгибать, голову держать прямо. Повторить по 5 раз в каждую сторону (рис. 2з). 12 Стоя лицом к спинке стула на расстоянии шага (ноги на ширине плеч), наклониться вперед, положить руки на спинку стула и, не сгибая их в локтях, «потянуться» плечевыми суставами к полу. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз. Темп медленный, дыхание свободное (рис. 2и). 13 Выполнять ходьбу на месте в течение 30–40 секунд, высоко поднимая колени и постепенно замедляя темп (рис. 2к). На выполнение этих упражнений, когда вы их разучите и запомните, уйдет не более 5 минут, а от усталости не останется и следа. Продолжительность работы на компьютере. Взрослые должны работать на компьютере не более 4 часов в день, делая перерыв каждые 30–40 минут. Общая продолжительность нахождения перед экраном детей и подростков – не более 1 часа в день. Школьники 1–6-х классов должны делать перерывы каждые 10 минут, учащиеся 7–9-х классов – каждые 15–20 минут. Старшеклассникам разрешается работать по 25 минут с 10-минутным перерывом, но не более 2 часов в день. После занятий на компьютере необходимо воздержаться от просмотра телепередач в течение 2–3 часов. Специалисты ВНИИ возрастной физиологии Российской академии образования полагают, что, поскольку уровень утомления у детей различен и напрямую зависит от состояния здоровья, время их работы на компьютере и должно определяться состоянием здоровья. Здоровье каждого ребенка оценивают по четко разработанным критериям. Выделяют 5 групп здоровья. Продолжительность непрерывного контакта с экраном компьютера детей первых трех групп в возрасте 5 лет должна быть 5 минут, детей I и II групп в возрасте 6–7 лет – 15 минут, III группы – 7 минут. Работа на компьютере противопоказана детям: • при заболеваниях сердца; • при ослабленной иммунной системе; • страдающим аллергией.
Группа здоровья
Критерии
I
Абсолютно здоровые дети (около 20% детей)
II
Дети, имеющие некоторые отклонения, которых может быть несколько и которые можно количественно измерить (около 60% детей). Эта группа требует внимания медицинских работников
III
Дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Адаптационные возможности у них снижены (15% детей)
IV
Дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, т.е. их организм уже не может преодолеть возникшие нарушения здоровья. Чаще всего такие дети не посещают общеобразовательную школу
V
Дети-инвалиды
Ирина КОТЕШЕВА, канд. мед. наук
Источник: журнал "Качество жизни. Профилактика" www.profilaktika.ru
ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ О СТАТЬЕ В КОММЕНТАРИЯХ